В список включены все лансоны, состоявшие на вооружении Российского императорского флота.
В российском флоте лансонами назывались одно- или двухмачтовые парусно-гребные суда, предназначенные для действий против гребных судов противника, перевозки войск и высадки десантов, а также для совместных действий с армией на побережье и на реках. В России суда данного типа строились только для нужд Черноморского флота в конце XVIII — начале XIX века по образцу взятых в плен турецких лансонов. Вооружение судов состояло из 4—8 пушек малого калибра или 1—2 мортир.
Лансоны активно применялись во время Русско-турецкой войны 1787—1791 годов в боевых действиях в Днепровско-Бугском лимане и на Дунае. В состав Черноморского флота входили как суда, построенные в России, так и трофейные турецкие лансоны.
Сортировка может проводиться по любому из выбранных столбцов таблиц, кроме столбцов История службы и Примечания.
В этом разделе представлены суда, построенные на российских верфях по образцу взятых в плен турецких лансонов.
В этом разделе представлены суда, захваченные у неприятеля и вошедшие в состав Российского императорского флота.
Помимо приведённых в таблице судов в книге Ф. Ф. Веселаго «Список русских военных судов с 1668 по 1860 год» есть упоминания о трофейном 9-пушечном турецком лансоне, захваченном в 1790 году эскадрой контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова между Тендрой и Гаджибеем. Однако сведений о дальнейшей судьбе этого судна, а также данных о включении его в состав российского флота не сохранилось.
Штурм Измаила, вид с речной стороны.
Взятие крепости Измаил.
В этом разделе представлены суда, относительно которых нет данных о том, были ли они построены в России или взяты в плен. Нет данных о количестве орудий, размере, осадке, верфи, мастере и дате спуска на воду.