«Падение Берлина» — советский двухсерийный художественный фильм; киноэпопея, поставленная в 1949 году Михаилом Чиаурели по сценарию Петра Павленко. Яркий образец сталинианы в кино. Лидер проката 1950 года (3 место — 38,4 млн зрителей; вышел на экраны 21 января).
После ХХ съезда КПСС картина надолго исчезла с экранов.

Сюжет

Киноэпопея главным образом охватывает события Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Действие начинается непосредственно перед войной. В исторический контекст вплетена сюжетная линия сталевара Алексея Иванова (Б. Андреев). В знак оценки трудовых заслуг главный герой попадает на приём к Сталину (М. Геловани) и в приватной беседе говорит ему о девушке, которая ему нравится. Продолжению отношений молодых людей не суждено состояться — начинается война. Алексей Иванов уходит добровольцем на фронт, а его невесту Наташу (М. Ковалёва) угоняют в немецкий плен. Важнейшие события войны, отражённые в фильме, показаны через личное участие в них Алексея: от военного парада в ноябре 1941 года у стен Кремля, Битвы за Москву, Сталинградской и Курской битв до взятия Берлина и водружения Знамени Победы над Рейхстагом.

На протяжении фильма Сталин руководит действиями советских войск, а Иванов в составе своей части с боями продвигается к Победе. В момент, когда советские войска штурмуют столицу Германии, Гитлер в своём бункере, сразу после бракосочетания с Евой Браун, кончает жизнь самоубийством. Алексей Иванов, теряя в последнем бою старых товарищей, своим огнём прикрывает Егорова и Кантарию, водружающих Знамя Победы.

В финальной сцене самолёт со Сталиным прилетает в Берлин и садится на площадь перед Рейхстагом. Кругом развеваются флаги. Сталин выходит из самолёта и идёт вдоль рядов бывших пленных. Его восторженно приветствуют люди разных национальностей — представители освобождённых народов Европы, в их числе и Алексей со своей подругой Наташей, повстречавшиеся в День Победы.

В ролях

  • Борис Андреев — Алексей Иванов
  • Михаил Геловани — Сталин
  • Юрий Тимошенко — Костя Зайченко
  • Марина Ковалёва — Наташа Румянцева
  • Владимир Савельев — Адольф Гитлер
  • Владимир Кенигсон — генерал Кребс
  • Максим Штраух — Молотов
  • Николай Мордвинов — Берия (в 1953 году удален из фильма)
  • Алексей Грибов — Ворошилов
  • Николай Рыжов — Каганович
  • Александр Ханов — Булганин
  • Гавриил Белов — Калинин
  • Рубен Симонов — Микоян
  • Фёдор Блажевич — маршал Жуков
  • Андрей Абрикосов — генерал Антонов
  • Константин Барташевич — генерал армии Соколовский
  • Сергей Блинников — маршал Конев
  • Борис Ливанов — маршал Рокоссовский
  • Владимир Любимов — маршал Василевский
  • Борис Тенин — генерал-лейтенант Чуйков
  • Михаил Сидоркин — генерал-майор Штеменко
  • Олег Фрелих — Франклин Рузвельт, президент США
  • Виктор Станицын — Уинстон Черчилль
  • Мария Новакова — Ева Браун
  • Ян Верих — Герман Геринг
  • Николай Петрункин — Йозеф Геббельс
  • Владимир Ренин — Рундштедт
  • Николай Плотников — фон Браухич
  • Владимир Покровский — Йодль
  • Карел Роден — Чарльз Бедстон
  • Мирослав Гомола — Гейнц Линге (в титрах — К. Гомола)
  • Дмитрий Дубов — Егоров
  • Георгий Татишвили — Кантария
  • Верико Анджапаридзе — мать Ганса
  • Николай Боголюбов — Хмельницкий
  • Софья Гиацинтова — Антонина Ивановна, мать Иванова
  • Евгения Мельникова — Лидия Николаевна, секретарь
  • Дмитрий Павлов — Томашевич
  • Андрей Петров — пилот
  • Иван Соловьёв — Джонсон
  • Тамара Носова — Катя
  • Леонид Пирогов — Бирнс
  • Григорий Михайлов — адъютант Чуйкова (нет в титрах)
  • Всеволод Санаев — командир (нет в титрах)
  • Георгий Милляр — немец с ребёнком в метро (нет в титрах)
  • Виктор Ключарёв — эпизод
  • Владимир Лебедев — эпизод

Съёмочная группа

  • Сценаристы: Пётр Павленко, Михаил Чиаурели
  • Постановка: Михаил Чиаурели
  • Главный оператор: Леонид Косматов
  • Композитор: Дмитрий Шостакович
  • Художники: Владимир Каплуновский, Алексей Пархоменко
  • Звукооператор: Борис Вольский
  • Режиссёры: Мери Анджапаридзе, П. Боголюбов, Б. Иванов, В. Швелидзе
  • Операторы: Владимир Николаев, Иван Панов, Леонид Крайненков
  • Художник по костюмам: Валентин Перелётов
  • Художники-гримёры: Владимир Яковлев, А. Ермолов
  • Монтажёр: Татьяна Лихачёва
  • Комбинированные съёмки:
    • оператор — Борис Арецкий
    • художник — Людмила Александровская
  • Текст песен: Евгений Долматовский
  • Оркестр министерства кинематографии СССР
    • Дирижёр: Александр Гаук
  • Директор картины: Виктор Циргиладзе

Критика и рецензии

По мнению критиков, фильм является примером мифологизации образа Сталина на экране: например, грандиозное и сказочное зрелище прибытия в Берлин на самолёте (тогда как в реальности, единственный полёт Сталина на самолёте был на Тегеранскую конференцию в 1943 году). Особенность фильма и в том, что в лицах из партийно-правительственного окружения Сталина угадываются Микоян, Ворошилов, Каганович, Молотов и другие, но все эти роли по сценарию безымянные.

…фильм состоит из чисто информативных, лишённых психологизма и плохо связанных с собой эпизодов.<…> особенно настойчиво авторы фильма пытаются раскрыть так называемый «полководческий гений» Сталина, якобы усвоившего традиции Суворова и Кутузова. Беседуя с Жуковым, он единолично ставит перед ним боевые задачи накануне штурма Берлина, показывает на карте направления главных ударов, определяет количество боевой техники.

Арон Бернштейн, «Михаил Геловани» 1991

Картина заложила штампы изображения противника на советском экране: карикатурно, в позорных ситуациях, нравственно посрамлёнными, он одновременно бесноват и оперетточен.

«Падение Берлина» в Королевском кинотеатре Амстердама.
Декабрь 1950. Фото: Joop van Bilsen / Anefo

После смерти Сталина фильм получил негативную оценку советского руководства. В частности, он упомянут в докладе Н. С. Хрущёва XX съезду КПСС:

Возьмём, например, наши исторические и военные фильмы, а также некоторые литературные произведения; от них становится тошно. Их истинной целью является развитие темы восхваления Сталина, как военного гения. Вспомним фильм «Падение Берлина». В нём действует только Сталин; он отдает приказы в зале, где много пустых стульев и только один человек подходит к нему и что-то докладывает — это Поскрёбышев, его верный оруженосец. (Смех в зале).
Где же военное командование? Где Политбюро? Где правительство? Что они делают и чем они занимаются? Об этом в фильме ничего нет. Сталин действует за всех; он не считается ни с кем, не спрашивает совета ни у кого. Все представлено народу в этом фальшивом свете. Почему? Для того, чтобы окружить Сталина славой, вопреки фактам и исторической правде.

Н. С. Хрущёв «Доклад на закрытом заседании ХХ съезда КПСС» 25 февраля 1956

Фильм — большое кинополотно об Отечественной войне — обесценен заметным влиянием культа личности.

«Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог», 1961

Премии и награды

  • 1950 — высшая награда 5-го международного кинофестиваля в Карловых Варах за лучший фильм «Хрустальный глобус».
  • 1950 — постановочная группа (девять человек) и шесть исполнителей главных ролей были удостоены Сталинской премии I степени.

Примечательные факты

  • Часть съёмок проходила на киностудии «Баррандов».
  • В 1953 году после ареста Берии в картине были сделаны купюры.
  • В сцене, где Гитлера приветствуют представители «мирового империализма», он поочерёдно здоровается и переговаривается с испанским, турецким, японским и ватиканским послами. Близ папского нунция стоит молодой человек в итальянской форме, в котором можно узнать главу итальянской дипломатии графа Чиано.
  • Культуролог и философ Славой Жижек в документальном фильме «Киногид извращенца: Идеология» (2012) назвал «Падение Берлина» самым дорогим фильмом в истории.
  • После долгого забвения картина была показана по 1 каналу российского телевидения в начале 1990-х годов в программе «Киноправда?».

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: