» » Кидушин

25.12.2020

Кидушин, или Киддушин (др.-евр. קידושין‎ ‎ — «обручение»), — иудейский трактат 3-го отдела Мишны («Нашим»; «Женщины»), Тосефты, вавилонского и иерусалимского Талмудов. Излагает правила обручения, содержит многочисленные отступления от главной темы. Франкель полагает, что трактат «Кидушин» представляет собой сборный труд.

Название

Слово др.-евр. קידושין‎, означая «обручение», происходит от слова др.-евр. הקדש‎ — «посвящать», но это не значит, чтобы в данном случае совершался священный акт; акт обручения по Мишне носит характер гражданского договора. По мнению Грюнбаума, слово «кидушин» надо понимать в смысле обособления, запрета, так как обручённая обособляется от всего мира, кроме обручённого с ней.

Однако более приемлемо другое толкование слова в смысле «предназначения», так как этим отмечается часто упоминаемое в Талмуде противопоставление первого момента брака (др.-евр. קידושין) второму и окончательному (др.-евр. נישואין)‎; первым актом обручённая только предназначается обручённому, но ещё не принадлежит ему.

Содержание

Трактат имеет в Мишне четыре главы, в Тосефте — пять.

  • Глава I:
    • § 1 — формы обручения, а также разрешения от брачных уз; то же по отношению к левиратскому браку;
    • § 2 — способы приобретения еврейских раба и рабыни и их освобождения;
    • § 3 — то же по отношению к иноземному рабу;
    • § 4 — способы приобретения движимости, преимущественно скота;
    • § 5 — то же касательно недвижимости;
    • § 6 — правила мены (חליפין‎) и посвящения вещи Богу;
    • §§ 7—8 — классификация религиозных предписаний относительно их обязательности для женщин;
    • § 9 — классификация религиозных предписаний относительно обязательности их в Палестине и вне её;
    • § 10 — положения этико-морального характера.
  • Главы II и III содержат правила обручения и казуистический разбор различных случаев условного обручения.
  • Глава IV:
    • § 1—8 — изложение положений о генеалогической чистоте семейств в смысле отсутствия тех элементов, с которыми запрещено вступать в брак;
    • § 9 — некоторые правила об обручении через уполномоченного;
    • § 12—14 — перечисление действий, могущих ввести в соблазн и запрещённых законом, — как мера ограждения (др.-евр. סײג‎) против безнравственности.

В конце приведено несколько житейских правил: рекомендуется обучать детей ремеслу и т. д. Попутно приводится характеристика нравственного достоинства различных классов людей в зависимости от их профессии.

Толкования и комментарии

Тосефта более подробно развивает положения Мишны; в этом трактате наиболее выпукло выделяется характер Тосефты, как глоссы к Мишне. «Кидушин» в Тосефте состоит из пяти глав, причём 3-я глава Мишны в Тосефте разделена на III и IV главы, по-видимому, вследствие обилия материала.

Гемара как вавилонская, так и иерусалимская, комментирует мишнаитские галахи, иногда, впрочем, отступая от главной темы и пространно разбирая вопрос, лишь вскользь упомянутый в Мишне. Например, правилам о пятой заповеди (почитание родителей) оба Талмуда посвящают много места, между тем как об этом имеется только намёк в Мишне (I, 7). Здесь обе гемары рассказывают много любопытного и поучительного из жизни законоучителей и их благоговейного отношения к родителям. Однако здесь же заметно коренное различие между обоими Талмудами. В то время как вавилонский передаёт эти рассказы в сухой форме, Иерушалми украшает их поэтической обработкой, что вообще характерно для агадической части палестинских источников, в особенности иерусалимского Талмуда.

По старой традиции, переданной в послании Шериры (X век), первые листы вавилонской гемары «Кидушин» (2а — 3б) есть позднейшая вставка савораев.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: