19.12.2020


ГАЗ-52 — советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.

Гибридная модель, спроектированная с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с большей грузоподъёмностью ГАЗ-53.

С модификациями выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1964 до середины 1993 года.

Тем не менее, ГАЗ-51 выпускался параллельно с ГАЗ-52 до 1975 года.

Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед.

Особенности конструкции

Место водителя Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, правая сторона.

На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.

Основное отличие — это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11, на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.

Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёса с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько большего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёса с тремя отверстиями. Колёса взаимозаменяемы.

За 23 года ГАЗ-52 выпускался в нескольких модификациях, при это обычно выделяют две основные группы, заметно отличающиеся друг от друга:

Длиннобазные модификации (1964—1993)

Сюда относятся автомобили ГАЗ-52А (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1964—1966), ГАЗ-52-01 (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1966—1993) и ГАЗ-52-03 (бортовой, грузоподъёмность — 2,5 т., годы выпуска — 1966—1973).

  • Колёсная база у этих модификаций 3700 мм, точно такая же, как и на ГАЗ-53.
  • Рама этих автомобилей практически одинаковая.
  • Задний мост с разъёмным картером главной передачи, в половинки картера запрессовываются чулки полуосей, как и на ГАЗ-51; главная передача — коническая спиральная с передаточным отношением 6,67. Длиннобазная модификация «52-01» поздних лет выпуска (предположительно после 1978 г.) получила гипоидный мост с неразъёмным картером главной передачи, точно такой же, как и на ГАЗ-53.
  • Коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления (шестерни первой и задней передач — прямозубые) имела синхронизатор на третьей и четвертой передаче. Для включения заднего хода необходимо было преодолеть дополнительное усилие пружины, рычаг имел два колена.

Короткобазные модификации (1966—1989)

Основными серийными автомобилями были шасси для самосвалов ГАЗ-52-02 и бортовой грузовик ГАЗ-52-04 (серийно выпускался с 1975 г.)

  • Колёсная база 3300 мм, как и на ГАЗ-51.
  • Более короткая рама была сделана из лонжеронов с меньшим сечением.
  • Задний мост гипоидный, передаточное отношение — 6,83.
  • Коробка передач ставилась от ГАЗ-51А, синхронизаторы отсутствовали, все шестерни — прямозубого зацепления. Для включения заднего хода необходимо было поднять «собачку» на рычаге; сам рычаг имел один небольшой изгиб у основания. Также выпускались короткобазные модификации ГАЗ-52 с коробкой передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передаче.

По сравнению с ГАЗ-51 в 52-м и 53-м применено усовершенствованное крепление рессор к раме.

  • На ГАЗ-51 и ранних короткобазных ГАЗ-52 коренные листы рессор загибались, образовывая ушко, к раме рессора крепилась через втулки с рессорными пальцами, требовавшими постоянного ухода и смазки. Удлинение рессоры при нагрузке компенсировалось серьгой. В дальнейшем наступила унификация по подвеске на резиновых подушках.
  • На длиннобазных модификациях ГАЗ-52 и ГАЗ-53 верхние коренные листы крепились к раме через резиновые подушки, не требовавшие ухода, серьга отсутствовала.
    • Подвеска автомобиля на продольных полуэллиптических рессорах, спереди — телескопические амортизаторы; задняя — с дополнительной рессорой, без амортизаторов.
  • Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.
  • Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.
  • Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины, кроме автомобилей защитного цвета.

Серийное производство

В процессе серийного выпуска автомобиль совершенствовался:

  • Головка блока цилиндров, рассчитанная на свечи зажигания М8 (резьба М18×1,5) была заменена на головку под свечи А11 (резьба М14×1,25); головка блока цилиндров под свечи М8 обеспечивала степень сжатия 6,2, а головка под свечи А11 повысила степень сжатия до 6,7. На двигатели, предназначенные для работы на сжиженном газе (пропан-бутан) устанавливалась головка блока цилиндров с уменьшенным объёмом камер сгорания, чем удалось повысить степень сжатия до 7,0. Отличительным признаком такой головки было наличие отлитой надписи «76» на верхней её поверхности. «76» обозначает необходимое октановое число бензина — при установке такой головки двигателю требовался бензин А-76, в то время как стандартный двигатель ГАЗ-52 работал на А-72.
  • Двигатели ГАЗ-52 ранних выпусков имели два масляных фильтра — полнопоточный фильтр грубой очистки (с пакетом металлических пластин) и фильтр тонкой очистки ДАСФО (двухсекционный автомобильный супер-фильтр-отстойник). На машинах поздних выпусков устанавливался единый полнопоточный масляный фильтр (на место фильтра грубой очистки).
  • На автомобилях поздних выпусков устанавливался вакуумный усилитель, включенный в систему гидравлического привода тормозов
  • Также на автомобилях поздних выпусков (чаще модификации 52-01) зачастую устанавливался стартер с электромагнитным тяговым реле, получающим питание от замка зажигания, основная часть выпущенных ГАЗ-52 имела педальный привод включения стартера на полу кабины. При нажатии на педаль стартера шток воздействовал на рычаг бендикса, вводя шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика и одновременно замыкал контакты тягового реле, подсоединяя аккумулятор к стартеру.
  • С годами на кабине изменялась форма облицовки радиатора. Несмотря на поздние усовершенствования автомобиля ГАЗ-53-12, заключавшиеся в установке более современной светотехники (раздельные передние подфарники ПФ-130, усовершенствованные задние фонари ФП-130), системы аварийной сигнализации и раздельного гидропривода тормозов и др, эти нововведения не были применены на автомобилях ГАЗ-52, которые до конца выпуска сходили с конвейера с одноконтурным приводом тормозов и архаичными светотехническими приборами 1960-х годов, которые при эксплуатации зачастую заменялись владельцами на более современные.

Модификации ГАЗ-52

ГАЗ-52 с большой колёсной базой. ГАЗ-52 (1983—1993) Пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-52
  • ГАЗ-52 (1964 год) — бортовой грузовик, база 3,3 м, грузоподъёмность 2,5 т, двигатель ГАЗ-52, мощностью 75 л. с., была выпущена опытно-промышленная партия;
  • ГАЗ-52Ф (1958—1959 гг.) — бортовой грузовик, база 3,3 м, грузоподъёмность 2,5 т с рядным шестицилиндровым форкамерно-факельным двигателем ГАЗ-51Ф, мощностью 85 л. с., была выпущена опытно-промышленная партия;
  • ГАЗ-52Г (1959 год) — бортовой грузовик, база 3,7 м, грузоподъёмность 4 т, двигатель ГАЗ-51Ф, серийно не выпускался;
  • ГАЗ-52А (с середины 1964 года до 1966 года) — шасси, база 3,7 м, грузоподъёмность 3 т, двигатель ГАЗ-52, мощностью 75 л. с.;
  • ГАЗ-52П (1959 год) — седельный тягач, база 3,3 м, двигатель ГАЗ-51Ф, серийно не выпускался;
  • ГАЗ-52Я (1959 год) — модификация бортового грузовика с грузоподъёмным бортом, грузоподъёмность 2,5 т, двигатель ГАЗ-51Ф, серийно не выпускалась;
  • ГАЗ-52-01 (с 1966 года до 1993 года) — шасси, база 3,7 м, грузоподъёмность 2,5 т для автобусов и специализированных автомобилей, двигатель ГАЗ-52-01, мощностью 75 л.с (с 1975 г. устанавливался двигатель модели ГАЗ-52-04);
  • ГАЗ-52-02 (с июня 1975 года по 1983 года) — шасси под самосвалы ГАЗ-САЗ (САЗ-3503 и САЗ-3504), двигатель ГАЗ-52-04, мощностью 75 л. с.;
  • ГАЗ-52-03 (с июня 1966 года по 1973 год) — бортовой грузовик, база 3,7 м, грузоподъёмность 2,5 т, двигатель ГАЗ-52-01, мощностью 75 л. с.;
  • ГАЗ-52-04 (с апреля 1975 по 1989 год) — базовый бортовой грузовик, база 3,3 м, двигатель ГАЗ-52-04, мощностью 75 л. с.;
  • ГАЗ-52-05 (с апреля 1975 по 1989 год) — грузовое такси на базе грузовика 52-04;
  • ГАЗ-52-06 (с 1977 года по 1985 год) — седельный тягач, база 3,3 м;
  • ГАЗ-52-07 (с ноября 1976 года по 1984 год) — модификация 52-04 на сжиженном газе, двигатель мощностью 73 л. с., максимальная скорость до 70 км/ч;
  • ГАЗ-52-08 (с 1977 года до 1993 года) — модификация длиннобазного шасси 52-01 на сжиженном газе, максимальная скорость до 70 км/ч;
  • ГАЗ-52-09 (с 1977 года по 1989 год) — модификация грузового такси 52-05 на сжиженном газе;
  • ГАЗ-52-27 — (с 1984 года по 1988 год) — грузовик на сжатом природном газе, двигатель мощностью 65 л. с., максимальная скорость до 70 км/ч;
  • ГАЗ-52-28 — (с 1984 года по 1988 год) — шасси на сжатом природном газе, база 3,7 м;
  • ГАЗ-52-50 — экспортная тропическая модификация ГАЗ-52-01;
  • ГАЗ-52-54 — экспортная тропическая модификация ГАЗ-52-04;
  • ГАЗ-52-70 — экспортная модификация ГАЗ-52-01;
  • ГАЗ-52-74 — экспортная модификация ГАЗ-52-04;
  • ГАЗ-3302 (1977 год) — бортовой грузовик или шасси с кабиной, база 3,32 м, грузоподъёмность 3,0 т, двигатель мощностью 75 л. с., усиленная подвеска; серийно не выпускался.

Минский моторный завод освоил ремоторизацию ГАЗ-52 с установкой дизельного двигателя Д-245.12С мощностью 108 л.с.

Размерные параметры

В игровой и сувенирной индустрии

  • Масштабные модели грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53 в масштабе 1:43 выпускаются малыми сериями украинскими мастерскими «Vector-models» и «Херсон-модел».
  • В мае 2013 года в продаже появилась модель от «ДИП моделс» бежевого цвета.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: