«Любимые песни (воображаемых) людей» — второй студийный альбом российского рэп-исполнителя Хаски, вышедший в 2017 году.

На «Любимых песнях» Хаски касается тем внутреннего и внешнего неблагополучия «маленького человека» на постсоветском пространстве: бедности, нелюбви, алкогольной и наркотической зависимости, ощущения бессмысленности жизни. Журналисты особо выделяли поэтичные тексты и депрессивное бытописание окружающей действительности, а также мрачную музыку.

Альбом и синглы к нему привлекли внимание к Хаски и сделали его одним из самых обсуждаемых музыкантов России конца 2010-х. В прессе отмечали, что на «Любимых песнях» по сравнению с предыдущими альбомами Хаски сумел найти для своей лирики более подходящую музыкальную оболочку. «Любимые песни (воображаемых) людей» вошли в списки лучших русскоязычных альбомов года и десятилетия по версии многих изданий.

История

В 2016 году Хаски дал интервью порталу The-Flow, где рассказал о планах на будущее и новом альбоме:

До релиза альбома вышло несколько синглов. 15 марта 2016 года на YouTube вышел клип на песню «Черным-черно», визуальные образы которого в прессе сравнивали с клипом на трек «Hotline Bling» Дрейка. 29 ноября появился клип на песню «Пуля-дура». Третьим синглом стала песня «Панелька», вышедшая 20 февраля 2017 года; «Афиша Daily» назвала видеоклип на неё «самой выразительной и эффектной работой Хаски на данный момент». Клип появился на первом месте в чарте видеоклипов MTV Россия. 11 марта появился ещё один сингл, трек «Аллилуйя» с участием рэп-музыканта BollywoodFM.

Вышедшие синглы и видео вызвали неоднозначную реакцию широкой публики, но привлекли внимание музыкальной прессы к предстоящему альбому и сделали его одним из самых ожидаемых русскоязычных релизов 2017 года. После выхода видео «Черным-черно» рэпер Oxxxymiron поделился им в «Твиттере», сопроводив положительным отзывом. Портал The Flow отметил, что «в конце 2016 и начале 2017-го Хаски было роздано столько авансов, что его новый альбом запросто мог быть погребен под грузом этих ожиданий. Но он вышел — и ничего подобного: стало даже интереснее».

За два дня до официального релиза альбома на всех площадках он был эксклюзивно опубликован на Apple Music, а 1 апреля 2017 года выпущен ВКонтакте и на других стриминговых сервисах. 14 апреля в Санкт-Петербурге в клубе MOD прошла презентация альбома, 15 апреля Хаски исполнил его в московском клубе Aglomerat.

После выхода альбома в интервью «Афише Daily» Хаски так прокомментировал его содержание:

25 мая 2017 года появился клип на песню «Ай», открывающую альбом. 13 июля вышел клип на трек «Пироман 17», в котором снялся актёр Никита Кукушкин. На съёмках этого клипа, предположительно, неизвестные ранили Хаски из травматического оружия. В 2019 году вышло ещё два клипа: 26 мая был опубликовано видео к песне «Детка-Голливуд», главную роль в котором исполнил кроссдрессер Юрий Ромашин, а 24 октября — видеоклип с песней «Заново» и отрывком из неопубликованной полностью композиции «Люцифер» с компьютерной анимацией.

8 августа 2018 года Хаски совместно с лейблом Hyperboloid Records выпустил «Искажение», альбом с ремиксами на треки из «Любимых песен», сделанными музыкантами-участниками лейбла, в числе которых Pixelord, Summer of Haze, Bogue, «A.Fruit», SP4K, Nphonix, Raumskaya и Fisky.

Музыка и лирика

Сопродюсером альбома является битмейкер QT, уже сотрудничавший с Хаски на его EP «Автопортреты». Основной жанр — хип-хоп; часто используются элементы, определяющие трэп: бас в стилистике драм-машины Roland TR-808 и характерные сэмплы ударных и перкуссии. Музыкальную составляющую альбома журналисты охарактеризовали как «угрюмую», «тревожную», «минималистичную», «параноидальную» и «неприятную». Лёва Левченко из The Village назвал звучание альбома «грязным, напоминающим в том числе о мемфисском рэпе — с пробивающим басом и всем остальным, убранным куда-то на задний план». «Афиша Daily» посчитала, что «Хаски перенял немало приемчиков из трэпа, который сейчас определяет звук американского рэп-мейнстрима». Сам Хаски в интервью 2016 года о звуке предстоящего альбома говорил следующее: «Сейчас остро встала такая проблема: очень однообразно звучит музыка, если дело касается рэпа. Есть какой-то звук, который был актуален несколько лет назад, и есть люди, которые этот звук делают до сих пор, и есть как бы новый звук, который стал уже популярным и будет популярнее и популярнее. <...> Хочется – хоть я и не музыкант в полной мере – и в музыкальном плане какое-то свое слово сказать».

В альбоме Хаски читает рэп и в некоторых треках поёт; его флоу критики описывали как «развязный», «отрывистый», «скрипучий». Журналист Александр Горбачёв заявил, что «грув тут сделан из плевков, отрыжек, отхаркиваний, кашля; своего рода звуковой театр больного города».

В альбоме исследуются темы российского и постсоветского быта, бедности и неблагополучия, алкогольной и наркотической зависимости, неудачной любви, ощущения бесперспективности и бессмысленности жизни, переживаний «маленького человека». Настроение «Любимых песен» сравнивали с творчеством группы «4 Позиции Бруно» и Егора Летова, которых сам Хаски называл в числе повлиявших на него музыкантов. Юрий Клименко из Rap.Ru посчитал, что «речь здесь идёт [...] о всеобъемлющей усталости от бытия, давно превратившегося в бесконечный день сурка», вместе с тем отмечая, что «это не только поэма о потерявшемся в огромном мегаполисе человеке, но и его протест против окружающей действительности». Маша Куреша из Esquire посчитала, что «от точных, режущих текстов и мрачных видео Хаски становится жутковато». Василий Курмелев из «Канобу» назвал альбом «малоприятной и едкой музыкой» и отметил самобытность лирики и её привязанность к русской культуре:

Денис Майоров из «Канобу» охарактеризовал лирику альбома так:

С выходом альбома за Хаски закрепился образ «поэта»: например, Сергей Мезенов заявил, что в альбоме «жуткие детали уличной жизни встречаются с серьезной литературой». Лирический стиль альбома сравнивали с творчеством писателей Юрия Мамлеева и Фёдора Достоевского и поэта Сергея Есенина, которого сам Хаски называл в числе любимых поэтов.

Реакция

Альбом был положительно принят критиками и был отмечен многими изданиями как один из лучших альбомов 2017 года и 2010-х. Издания называли Хаски «открытием года» в русскоязычной музыке, «главным открытием русского рэпа», «новой большой звездой российского хип-хопа». Редакторы издания «Сторона» заявили, что «Любимые песни (воображаемых) людей» — это «самое важное, что произошло в русском рэпе со времен „Дома с нормальными явлениями“ Скриптонита».

Журналисты высоко оценили тексты «Любимых песен». Александр Горбачёв посчитал, что «поэтические достоинства Хаски самоочевидны». Денис Майоров из «Канобу» нашёл в лирике альбома «смесь интеллектуальности Оксимирона и экспрессивности Дэнни Брауна» и посчитал, что «„Любимые песни (воображаемых) людей“ стал одним из самых запоминающихся русскоязычных релизов этого года и открыл нам яркого и самобытного русского рэпера, которого не только не стыдно слушать, но и цитировать». Алексей Мажаев из InterMedia высказался более сдержанно, заявив, что «любителям рэп-поэзии стоит ознакомиться с альбомом, несмотря на внешнюю неприветливость интонаций артиста».

Музыка альбома была оценена журналистами менее однозначно. Василий Курмелев из «Канобу» посетовал на однообразие аранжировок: «весь диск звучит как одна огромная песня, и в этом ее главное достоинство и недостаток — <...> иногда ощущается нехватка новых музыкальных решений», Денис Майоров посчитал, что «бит в треках отходит на задний план». Другие же, напротив, заявили, что музыкальная составляющая «Любимых песен» имеет большое значение. Редакция «Афиша+» посчитала, что музыкальная составляющая отличается разноплановостью и «не уступает текстам». Юрий Клименко назвал работу битмейкера QT «ювелирной», а Лёва Левченко из The Village — «великолепной».

Журналисты отмечали депрессивность бытописания России в текстах альбома и подчёркивали его социальную направленность. Редакция «Афиша Daily» назвала «Любимые песни» «значительной, сильной записью». Сергей Мезенов из Colta назвал альбом «жутким, но абсолютно необходимым» и заявил, что «в распоряжении Хаски как будто безграничный набор обжигающе-острых и бьющих точно в цель строчек, суммирующих опыт муторной отечественной повседневности». Редакторы «Стороны» посчитали, что «Хаски не строит декорации, не придумывает своей вселенной, а кропотливо перерисовывает то, что видно в окно панельного дома». Обозреватели «Meduza» написали о Хаски так: «у него специфическая читка, неприятные образы в текстах <...> но нельзя не согласиться, что именно он сейчас точнее всех говорит о России и переживает все, что с ней происходит». По мнению Василия Курмелева, в альбоме «подробно описан пейзаж за нашими окнами, в которые мы стараемся не смотреть и которые мы прячем красивыми занавесками. Именно поэтому я не слушаю [этот] альбом <...> в плеере, но я признаю мощь этой музыки». Вместе с тем Юрий Клименко в рецензии для Rap.Ru отметил, что «в отличие от многих других авторов, работающих с похожей депрессивной палитрой красок, Хаски сумел упаковать свои тексты в весьма яркую современную форму. Альбом не выглядит занудно, он не проваливается в полноценный арт-хаус, он говорит о нетривиальных вещах, но вполне доступным языком». Издание «Афиша+» сравнило значение трека «Панелька» как песни, точно описывающей своё время, с треком «Биография» группы «Кровосток».

Пресса отметила прогресс музыки, подачи и образа Хаски по сравнению с его прошлыми релизами. «Афиша+» посчитала, что «стихотворения Хаски в этот раз, кажется, получили самую органичную форму», «Meduza» — что «в первых записях Хаски можно было различить серьезный талант, но им как будто не хватало характера <...>. В 2016 году Кузнецов как будто изобрел себя заново».

Награды и списки

По итогам 2017 года многие российские издания включили «Любимые песни (воображаемых) людей» в свои списки лучших альбомов года. Портал «Канобу» поставил альбом на 9 место в списке альбомов года. В списках отечественных альбомов у Rap.Ru «Любимые песни» на 7 месте, у The Flow — на 3 месте. «Афиша+», «Сторона» и Colta включили альбом в списки без ранжирования.

Два трека из альбома попали в список лучших песен 2017 года по версии The-Flow: «Пироман 17» оказалась на 28 месте, а «Панелька» — на 10 месте. «Панелька» попала в список лучших песен года без ранжирования по версии «Meduza», а также вошла в список лучших песен 2017 года издания «Сторона», в то время как видео на «Пироман 17» попало в список лучших видеоклипов года по версии издания.

После выхода альбома Хаски стал лауреатом премии Jager Music Awards в номинации «Хип-хоп».

В 2019 году, подводя итоги десятилетия, некоторые издания и сайты включили «Любимые песни (воображаемых) людей» в списки лучших или самых важных русскоязычных альбомов 2010-х: так сделали «По фактам» (6 место), «Meduza», Time Out, The Village, «Buro 24/7» и «Газета.Ru» (без ранжирования).

Чарты

Непосредственно перед выходом альбома видео на песню «Панелька» поднялось на первое место среди композиций из СНГ в чарте MTV Россия. После релиза «Любимые песни (воображаемых) людей» стартовали на 4 месте в российском чарте iTunes и на 5 месте в российском чарте Google Play.

Влияние на культуру

Композиции «Панелька» и «Пуля-дура» были использованы в саундтреке к фильму «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта. Обозреватели «КиноПоиска» посчитали, что саундтрек «крайне органично вписывается в фильм да еще и привязывает вымышленные события к сегодняшней российской реальности». Антон Долин в статье для Meduza написал, что «по большому счёту, „Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов“ — не что иное, как развернутая экранизация его песни „Панелька“».

На некоторые треки из альбома записали каверы известные музыканты: группа «25/17» представила свою версию «Бит шатает голову», а Noize MC — «Панельки».

26 ноября 2018 года после срыва собственного выступления в Краснодаре Хаски забрался на автомобиль, начал исполнять песню «Ай» и тут же был задержан полицией. Инцидент стал резонансным: видео, на котором музыкант вместе с толпой пришедших на концерт людей скандирует строчки из «Ай» («Я буду петь свою музыку / Самую честную музыку»), было распространено интернет-медиа и пользователями Сети. Рэпер Oxxxymiron организовал концерт в поддержку Хаски, который был назван по одной из строчек, «Я буду петь свою музыку», и запустил хэштег с этой строчкой, который несколько дней держался в блоке «Актуальные темы» в русскоязычном Твиттере. На том же концерте вновь прозвучала «Панелька» в исполнении Noize MC.

В январе 2019 года на YouTube-канале барбершопа «Chain Your Life» было опубликовано музыкальное видео, в котором депутат Государственной Думы России Виталий Милонов читает рэп под музыку из песни «Пуля-дура», отсылаясь в тексте к словам песни и фразе «Я буду петь свою музыку». По сюжету ролика Милонов возмущается новостями о срывах концертов рэперов и в своём тексте высказывается против запретов концертов.

Список композиций


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: