» » Ray of Light

18.12.2020

Ray of Light (с англ. — «Луч света») — седьмой студийный альбом американской певицы Мадонны, выпущенный в 1998 году. Основным продюсером альбома выступил Уильям Орбит — электронный музыкант, с которым Мадонна уже сотрудничала при записи ремиксов на свои композиции, однако никогда прежде не создавала полноценных записей. В продюсировании альбома также принимал существенное участие Патрик Леонард, чьё длительное сотрудничество с певицей завершилось записью «Ray of Light».

Альбом стал самой успешной записью Мадонны в 1990-е (в мире было продано порядка 16 миллионов копий) и получил огромное число положительных отзывов критиков. Многие поклонники певицы также считают Ray of Light одним из лучших альбомов певицы.

При записи Ray of Light были использованы многие инновационные музыкальные приёмы. В композициях с альбома Мадонна затрагивает темы материнства и духовности. Вокал певицы также стал заметно лучше: сказались уроки вокала, которые она брала при съемках киномюзикла «Эвита». В 1999 году Мадонна с альбомом Ray of Light удостоилась четырёх премий Грэмми, в том числе «Лучший поп-альбом» и «Лучшая танцевальная запись».

Об альбоме

Седьмой студийный альбом певицы Ray of Light (1998) отразил «духовное перерождение» певицы и стал вторым знаковым во всём её творчестве (после Like a Prayer). На направление его развития повлияло много факторов: материнство, философское переосмысление действительности и роман с английским сценаристом Энди Бёрдом (англ. Andy Bird). На диске певица «внимательно всматривалась в прошлое и много думала о мистической стороне бытия». После Ray Of Light в Мадонне снова начали видеть прогрессирующего музыканта. Оценивая работу, Мадонна всячески старалась превознести «гениального» продюсера альбома Уильяма Орбита, а сам он считал свой вклад в «её» альбом довольно скромным. По сложившейся традиции снисходительного отношения к поп-авторам/исполнительницам, критики приписали успех пластинки Орбиту.

Пластинка получила одобрение критиков: в издании Slant Magazine была названа «одним из величайших поп-шедевров 90-х гг.», а также вошла в список «500 величайших альбомов всех времён» и зянала 28-е место в «100 лучших альбомов 1990-х» по версии журнала Rolling Stone.

Умеренными хитами стали «The Power Of Good-Bye», «Nothing Really Matters», «Drowned World/Substitute for Love» и заглавный трек «Ray of Light». В 1999 году клип на «Ray of Light» получил 6 наград MTV Video Music Awards. Выступление Мадонны на церемонии с песней на санскрите «Shanti/Ashtangi» и «Ray of Light» в индийском наряде с точкой на лбу, символизирующей преданность Богу, вызвало протесты индуистских организаций страны и обвинения в богохульстве.

Ray of Light, запись, где Мадонна анализирует свою жизнь, стала поворотным моментом как и в творческой карьере, так и в биографии певицы. Мадонна, на протяжении первой половины 1990-х достаточно сильно порицаемая критикой за многочисленные самоповторы и подражание, сумела записать альбом, отличный как и от предыдущего её творчества, так и от творчества подавляющего большинства гигантов шоу-бизнеса. Чувственность и эротизм сменились холодностью и отстраненностью, прежние R&B и диско-стилистика окончательно уступили место эмоциональной электронике, в частности, трансу, трип-хопу, брейкбиту и драм-энд-бэйсу. Изменилась и посыл, заложенный певицей в композиции — никакого стремления к эмансипации, никаких феминистских призывов, Мадонна углубляется в философию и религию Востока — образность индуизма и буддизма, мистику иудаизма и каббалы, основными темами песен стали темы любви, материнства, смерти и перерождения.
Альбом навсегда изменил общее звучание работ Мадонны. И ранее известная танцевальными работами, она в этот раз доверилась продюсерскому гению Уильяма Орбита, который сделал танцевальное звучание значительно более экспериментальным. В частности, на многих композициях слышны такие нетрадиционные для западной поп-музыки инструменты как ситар, ребана и табла, а также применяются многие инновационные звуковые эффекты. Несмотря на то, что записи участвовали (в последний раз) и прежние продюсеры певицы — Патрик Леонард и Марьюс ДеВрис — общее звучание базировалось на концепции Орбита.
Ray of Light стал вторым — после «Like a Prayer» — альбомом Мадонны, отнесенным как публикой, так и критикой к числу великих. После многолетнего перерыва Мадонна завоевала 4 награды Грэмми (Лучшая обложка альбома (Best Recording Package), Лучшая танцевальная запись (Best Dance Recording), Лучший видеоклип (Best Music Video, Short Form), и Лучший поп-альбом (Best Pop Vocal Album), зрители канала VH1 поставили альбом на 10 место в списке альбомов всех времен, а читатели журнала Rolling Stone в 2002 году поместили альбом на 29 место в списке лучших записей. В списке «Музыка Тысячелетия» (Music of the Millennium poll), составленном в 1997 году HMV, Channel 4 и The Guardian, «Ray of Light» оказался на 17 месте, помимо этого альбом занимает 363 строку в Списке 500 альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone.

Также

  • Изначально планировалось включить в название альбома слово «mantra» (мантра) или «sutra» (сутра), однако «Warner Bros. Records» настояло на изменении названия, поскольку там посчитали подобное название слишком непривычным для американской аудитории.
  • Сообщалось, что изначально Мадонна хотела, чтобы Ray of Light продюсировал Лиам Хаулетт из The Prodigy.
  • После выхода видео на песню «Frozen» в российских СМИ появилась информация о намерениях певицы Линды и её окружения обратиться в суд по причине схожести видеоряда клипов «Ворона» и «Frozen». Однако, несмотря на то, что клип «Ворона» вышел раньше, чем «Frozen», иска не последовало.
  • 18 ноября 2005 года бельгийский суд вынес решение, в котором указывалось, что в песне «Frozen» использована мелодия композиции «Ma vie fout le camp» бельгийского исполнителя Сальваторе Аквавивы. Поэтому сингл «Frozen» был запрещен к распространению на территории страны, а также и сам альбом Ray of Light в его изначальном варианте. Представители певицы подали апелляцию на решение суда, и в феврале 2014 года суд решил, что плагиата в песне нет. Судья снял с Мадонны все обвинения и разрешил хиту звучать и продаваться в Бельгии.

Неизданные песни

Известно, что для альбома было записано четыре не вошедших в него композиции. Три из них — «Revenge» (Месть), «Gone, Gone, Gone» (Ушла, ушла, ушла) и «Like a Flower» (Как цветок) — так и не были изданы (хотя, в настоящее время их можно скачать на многих неофициальных сайтах Мадонны в Интернете). В 2004 году итальянская певица Лора Позини (Laura Pausini) записала итальноязычную и испаноязычную версии песни «Like a Flower», в которых, однако, был сохранен англоязычный припев. Ещё одну композицию — «Has to Be» (Так должно быть) — долгое время планировалась сделать финальной песней альбома, но Мадонна пожелала оставить лишь 13 песен, поскольку в каббалистическом учении это число имеет большое значение. Тем не менее, песня стала бонус-треком для японского издания диска, а также вышла на американском издании сингла «Ray of Light». Позже, в декабре 2014 года, была обнародована песня Мадонны под названием «Arioso», которая тоже должна была войти в 7 альбом певицы.

Список композиций

Участники записи

  • Мадонна — вокал
  • Пабло Кук (Pablo Cook) — флейта
  • Донна Делори (Donna Delory) — бэк-вокал
  • Марьюс ДеВрис (Marius DeVries) — клавишные
  • Фергус Джерранд (Fergus Gerrand) — перкуссия, ударные
  • Никки Харрис (Nikki Harris) — бэк-вокал
  • Сюзи Катаяма (Suzie Katayama) — дирижёр
  • Марк Моро (Marc Moreau) — гитара
  • Уильям Орбит (William Orbit) — звуковые эффекты

Ответственные за выпуск

  • Продюсеры: Мадонна, Марьюс ДеВрис (Marius DeVries), Патрик Леонард (Patrick Leonard), Уильям Орбит (William Orbit)
  • Звукоинженеры: Марк Эндерт (Mark Endert), Джон Инголдсби (Jon Ingoldsby), Патрик МакКарти (Patrick McCarthy), Дэйв Рейтцаз (Dave Reitzas), Мэтт Силва (Matt Silva)
  • Мастеринг: Тед Дженсен (Ted Jensen)
  • Программирование: Майк Брэдфорд (Mike Bradford), Марьюс ДеВрис (Marius DeVries)
  • Программирование ударных: Стив Сиделник (Steve Sidelnyk)
  • Аранжировки: Патрик Леонард (Patrick Leonard)
  • Струнные аранжировки: Крэйг Армстронг (Craig Armstrong)
  • Перевод: Вьяс Хьюстон (Vyass Houston), Эдди Стерн (Eddie Stern)
  • Художественный руководитель: Кэвин Риган (Kevin Reagan)
  • Оформление: Керосин Хало (Kerosene Halo), Кэвин Риган (Kevin Reagan)
  • Фотограф: Марио Тестино (Mario Testino)

Продажи/Позиции в чартах

В США было продано более 4 миллионов копий альбома. По всему миру было продано более 16 миллионов экземпляров. Ray of Light достиг второго места в чарте «Billboard’s USA Pop Albums», в то же время став первым в Великобритании и многих других странах. В России было продано около 70 тысяч копий альбома и в итоге он стал трижды платиновым. Наиболее успешными синглами с альбома стали «Frozen» и «Ray of Light», при этом на альбоме содержится 5 хитов, которые стали популярными во всем мире.

Чарты года


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: