Вентцель, Константин Николаевич
» » Вентцель, Константин Николаевич

18.12.2020

Константин Николаевич Вентцель (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября (6 декабря) 1857, Санкт-Петербург — 10 марта 1947, Иваново) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.

Брат писателя Николая Вентцеля.

Биография

Отец, Николай Адольфович Вентцель (1827—1908) — прибалтийский немец, дослужился чина действительного статского советника. Семья из-за перемещений отца по службе жила в Одессе, Варшаве, Вильне. В Санкт-Петербурге Н. А. Вентцель служил столоначальником в канцелярии петербургского генерал-губернатора.

После гимназии и реального училища Константин Вентцель поступил в 1876 году в Санкт-Петербургский технологический институт, но спустя год перешёл в Петербургский университет, на юридический факультет.

В начале 1880-х годов увлёкся революционной деятельностью: сначала примкнул к «Народной воле», затем его взгляды стали более умеренными, он стал изучать работы Г. Спенсера. В 1885 году Вентцель арестован в Воронеже — при обыске у его бывших единомышленников вместе с народовольческой литературой нашли сочиненное им ранее воззвание к рабочим. Через месяц была арестована его жена: из переписки с мужем «было видно её знание о его участии в революционной деятельности». Пробыв тринадцать месяцев в тюрьме он вместе с женой был выслан в город Бобров Воронежской губернии под гласный надзор полиции. В это период обозначилось его расхождение с русскими марксистами.

В ссылке Вентцель сочинял статьи о свободе воли, переписывался с В. Г. Короленко, который прочитав рукопись статьи Вентцеля «Мораль жизни и свободного идеала», заметил: «…я уже довольно давно не удовлетворяюсь так называемыми рациональными системами нравственности».

После ссылки Вентцелю было позволено жить в Москве; с 1891 года он работал в статистическом отделении Московской городской управы, заведовал редакцией журнала «Известия Московской городской думы». В 1896 году вышел его труд «Основные задачи нравственного воспитания», ставший началом создания им теории свободного воспитания. В 1906 году появились его работы: «Как создать свободную школу» и «Освобождение ребёнка». Вентцель пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания» (1906—1909), близко сошёлся с выдающимся толстовцем И. И. Горбуновым-Посадовым, издателем и редактором журнала «Свободное воспитание». Но в 1908 году Вентцель неожиданно резко отходит от идей Толстого, единомышленником которого его всегда считали. Он отрицает «внушение добра», считая это тонким насилием взамен грубого. И. И. Горбунов-Посадов отказался печатать его статью.

Вскоре вышло собрание сочинений К. Н. Вентцеля в двух томах: 1-й том — «Этика творческой личности», 2-й — «Педагогика творческой личности». На Всероссийском съезде по семейному воспитанию в 1913 году Вентцель прочитал доклад «Свободное воспитание и семья».

В годы Первой мировой войны Вентцель выступал против милитаризма и шовинизма; в «Открытом письмо ко всем людям и всем народам» призвал к «военной забастовке» для прекращения насилия.

После Октябрьской революции, когда большинство учителей отказалось сотрудничать с новой властью, Наркомпрос пригласил специалистов в области свободного воспитания (в их числе и Вентцеля), обещая «создать свободную народную школу». Однако в отличие от большевиков, Вентцель полагал, что «школа не должна служить орудием для осуществления тех или других преходящих политических задач». Вскоре заговорили о проникновении в советскую школу мелкобуржуазных толстовских идей и Вентцель был вынужден уехать в Воронеж. Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования, заведующим научно-методической секцией Губоно.

С 1922 года — в Москве, где Доме отдыха ветеранов революции имени Ильича по вторникам и пятницам проходят «вечера интимной музыки пианиста К. Н. Вентцеля». К преподаванию его не допускают, работы не печатают.

Умер 10 марта 1947 года в Москве.

Цели воспитания

Всякая внешняя цель, которую ставят в воспитании, делает его несвободным. Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого мы воспитываем и образовываем. Цель нравственного воспитания — выработка в детях свободной творческой нравственности, а не стадной и массовой.

Основные педагогические идеи

Общечеловеческие ценности К. Н. Вентцель ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал «Декларацию прав ребёнка» (1917) — одна из первых в мире. В декларации провозгласил для детей равные с взрослыми свободы и права.

Он считал, что основой воспитания должен являться сам индивидуальный конкретный ребёнок. Он обосновал принцип автономии школы от государства, позволяющий организовать независимое самоуправляющееся, доступное и бесплатное образовательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Дети должны сами искать истину, формировать ценности, общаясь с другими детьми, самостоятельно осваивать мир и культуру, вырабатывая в себе способность их творческого преобразования. Отдавал приоритет развитию воли человека, в широком смысле понимаемой им как психическая активность вообще. Обосновал необходимость разработки космической педагогики: основой космического воспитания выступает естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса. Высшая цель — воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной

К. Н. Вентцель самой важной и трудной областью воспитания считал воспитание нравственное, целью которого является пробудить в человеке лучшие стремления.

Для целей свободного искания детьми высшей личной нравственности и свободной выработки в детях независимых нравственных воззрений лица, поставленные обстоятельствами в качестве руководителей детей, должны стремиться доставить последним возможно более широкий и полный материал из области поисков человечеством высших форм нравственности.

В противном случае нравственность становится дрессировкой, что, например, «любовь к родине превращает в кичливое национальное самохвальство, в драчливый национализм и пошлый шовинизм». Основу нравственного воспитания он видел в воспитании воли, потому что ребёнок должен научиться не только сознательно ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.

Особое внимание К. Н. Вентцель уделял производительному творческому труду как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребёнка. К. Н. Вентцель понимал, что в условиях современного ему общества концепция свободного воспитания может быть реализована только частично и в ограниченных размерах, поэтому он детально разработал план организации особого образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребёнка». Объединённые общими целями и делом, учащиеся, воспитатели и родители создают общество, основанное на равноправии, уважении и любви. Программа деятельности этого учреждения не может быть представлена в готовом виде, она должна создаваться постепенно, в процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный творческий производительный труд. Учёба как часть трудовой деятельности не регламентируется, к ней дети обращаются только тогда, когда у них появляется необходимость в знаниях или интерес к какому-либо предмету. Педагогический процесс должен строиться на поисковых, исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребёнок может самостоятельно добывать знания. По мысли К. Н. Вентцеля, учитель должен сводить к минимуму дурное влияние среды, создавать условия для умственной и сознательной нравственной деятельности детей, подавать личный пример.

Семья

1-я жена: Надежда Яковлевна, урожд. Ростовцева (1857—1898)

Дети:

  • Михаил (1882—1963), астроном.
  • Маргарита (1888—1968), мать известных реставраторов Чураковых: Сергея, Степана, Екатерины.

2-я жена: Софья Александровна, урожд. Станюкович (1871—1945), племянница писателя К. М. Станюковича, внучка скульптора П. К. Клодта

Дети:

  • Александр (1899—1963).
  • Надежда (1900—1998), скульптор.
  • Арий (1904—1979)

Библиография

  • Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания. — М.: [б. и.], 1896. — 47 с.
  • Вентцель К. Н. Борьба за свободную школу. — М. : [б. и.], 1906. — 291, [1] с.
  • Вентцель К. Н. Родительские клубы. Научно-популярная статья // журнал Пробуждение. — № 20. — 1909.
  • Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания). — М. : книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911—1912. — (Педагогическая библиотека) — Т. 1: Этика творческой личности. — 1911. — 388 с.
  • Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания). — М. : Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911—1912. — (Педагогическая библиотека) — Т. 2: Педагогика творческой личности. — 1912.
  • Вентцель К. Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка. — М. : [б. и.], 1918. — 16 с.
  • Вентцель К. Н. Освобождение ребёнка. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Земля и фабрика, 1923. — 20 с.
  • Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. — Изд. 2-е. — М. : Земля и фабрика, 1923. — 149, [2] с.
  • Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад . — Изд. 4-е, вновь испр. и доп. — М. ; Пб. : Голос труда, 1923. — 102, [1 с. ]

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: