Стратегия 2020 — документ, декларирующий цели, которые следовало достичь правительству до 2020 года. Утверждён распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года. Концепция должна была использоваться как руководство при формировании документов, планов и показателей деятельности органов исполнительной власти.

Ввиду отсутствия конкретных шагов и законопроектов для реализации Стратегии 2020, а также возникшего финансового и экономического кризиса 2008 года по состоянию на 2020 год программа осталась нереализованной. В 2019—2020 начали выходить обзорные публикации, подводящие итоги реализации Стратегии 2020.

Официально название документа: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».

История

Разработка

Первый вариант

Разработка начата в июле 2006 года Правительством по поручению Президента России Владимира Путина. Стратегию 2020 разрабатывали более 1000 экспертов под руководством Государственного университета — Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы.

Первый вариант в 2006—2007 годах разрабатывали в соответствии с поручением Президента России В. Путина Минэкономразвития и другие ведомства. Целью разработки первого варианта Концепции было заявлено «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе». Окончательный текст КДР-2020 был утверждён Правительством России в ноябре 2008 г.

Итоговый вариант

Необходимость разработки второго варианта КДР-2020 была обусловлена мировым финансовым и экономическим кризисом 2008 года. Несмотря на то, что до осени 2008 года он затрагивал только развитые страны, КДР была утверждена уже после того, как экономический кризис разразился в самой России. В результате КДР оказалась неактуальной сразу после своего принятия. Кризис привёл к резкому и глубокому падению экономических показателей и сделал невозможным достижение большинства количественных показателей ожидаемых от КДР-2020 первого этапа рассчитанного для реализации на период 2007—2012 года. Так, в периоде с 2007 по 2012 год КДР предполагала:

  • увеличения ожидаемой продолжительности жизни на 2,5 года;
  • роста ВВП на 37—38 %;
  • роста производительности труда на 40—41 %;
  • снижения энергоёмкости ВВП на 17-19 %;
  • роста реальных располагаемых доходов населения — на 53-54 %;
  • роста инвестиций в основной капитал на 80—85 % и т. д.

Таким образом Стратегия 2020 это второй вариант концепции долгосрочного развития России до 2020 года (сокращённо — КДР).

Выполнение

По состоянию на 2018 год ни одна из этих целей достигнута не была. Ввиду ведомственного характера разработки КДР, повлёкшего размытость её ряда положений, в ней были лишь указаны количественные показатели, которые предполагалось достичь. Проблемы, непосредственно стоящие перед российской экономикой и обществом, а также конкретные способы или шаги для их решения или для достижения поставленных целей определены и проанализированы не были.

Итоги

Авторы

На площадках НИУ ВШЭ и РАНХиГС были созданы 21 экспертная группа под руководством ректоров Ярослава Кузьминова и Владимира Мау. Группы провели несколько сотен заседаний, обсуждений и дискуссий. В подготовке Стратегии участвовали, в частности, Евгений Ясин, Андрей Яковлев, Лев Якобсон, Сергей Дробышевский, Кирилл Рогов, Евсей Гурвич, Владимир Гимпельсон, Исак Фрумин, Владимир Назаров, Ирина Стародубровская, Ксения Юдаева, Александр Аузан, Татьяна Малева, Олег Вьюгин, Михаил Блинкин, Надежда Косарева, Андрей Клименко, Юрий Симачёв, Елена Тополева, Павел Кадочников, Юрий Саакян, Юрий Удальцов, Борис Рудник, Татьяна Клячко, Наталья Акиндинова, Михаил Денисенко.

Каждая из групп регулярно проводила заседания, публиковала материалы на своей интернет-странице специально созданного сайта Стратегия 2020. Большинство заседаний проходило в открытом режиме, работа групп находила широкий отклик в прессе. В работе над Стратегией 2020 приняли участие более 100 зарубежных экспертов, включая Энн Крюгер (бывший первый вице-президент МВФ), известного польского экономиста Марека Домбровского, Ричарда Болдуина (Graduate Institute в Женеве), Жерара Роланда (университет Беркли).

Работа экспертов была разбита на два основных этапа. На первом — до августа 2011 года — прорабатывались возможные развилки развития и соответствующие меры. После того, как промежуточный доклад объёмом около 600 страниц был передан в правительство, в министерствах и ведомствах прошли его обсуждения и были определены направления доработки документа.

Итоговый объём 864 стр. создан в декабре 2011 г. Опубликована Стратегия-2020 была в марте 2012 года под названием «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика».

В 2011-12 годах были также проведены социологические исследования, целью которых было выяснить отношение различных слоёв общества к предложениям Стратегии-2020.

Ключевые направления работы над Стратегией 2020
  • Группа 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности (Владимир Мау, Евгений Ясин)
  • Группа 2. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры развития российской экономики (Сергей Синельников-Мурылев, Евсей Гурвич)
  • Группа 3. Реформа пенсионной системы (Татьяна Малева, Ксения Юдаева)
  • Группа 4. Укрепление рыночных институтов. Обеспечение стабильности условий собственности и развития конкуренции, стимулирование малого предпринимательства (Андрей Яковлев)
  • Группа 5. Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе (Леонид Гохберг)
  • Группа 6. Налоговая политика (Сергей Дробышевский, Александр Галушка)
  • Группа 7. Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика (Ярослав Кузьминов, Владимир Гимпельсон, Михаил Денисенко, Татьяна Четвернина)
  • Группа 8. Новая школа (Исак Фрумин, Анатолий Каспржак)
  • Группа 9. Сокращение неравенства и преодоление бедности (Владимир Назаров, Полина Козырева)
  • Группа 10. Развитие финансового и банковского сектора (Герман Греф, Олег Вьюгин)
  • Группа 11. Здоровье и среда обитания человека (Лев Якобсон, Сергей Шишкин)
  • Группа 12. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика (Ирина Стародубровская, Вячеслав Глазычев)
  • Группа 13. Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы (Александр Шамрин, Илья Соколов)
  • Группа 14. Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом (Андрей Клименко, Александр Аузан)
  • Группа 15. Управление государственной собственностью и приватизация (Юрий Симачёв, Александр Радыгин)
  • Группа 16. Развитие общественных институтов (Елена Тополева, Михаил Федотов)
  • Группа 17. Реформа бюджетного сектора в экономике (Борис Рудник, Татьяна Клячко)
  • Группа 18. Реформа естественных монополий (Юрий Саакян, Юрий Удальцов)
  • Группа 19. Преодоление территориальной и информационной разобщённости: развитие транспортной системы, связи и информации (Михаил Блинкин, Ольга Дергунова)
  • Группа 20. Международная позиция России: экономические ориентиры (Павел Кадочников, Александр Дынкин)
  • Группа 21. Развитие экономической и социальной интеграции в постсоветском пространстве (Татьяна Валовая, Андрей Спартак)

Содержание

Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в её основе — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере — стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.

Для этого оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная социальная система предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе.

Такой подход требует «бюджетного манёвра» — к 2020 году предлагается:

  • увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП,
  • сократить при этом другие расходы на 4 % ВВП за счёт расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям.

Оценивая перспективы развития каждого из направлений, рассмотренных в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев — инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жёсткой реформы (при её проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора

Стратегия 2020 состоит из 25 глав, объединённых в 6 разделов, приложения, описывающего «бюджетный манёвр» (изменения в расходах федерального бюджета), а также перечня мер по каждому из направлений развития, рассмотренных экспертами. Вот как структурирована стратегия:

Содержание документа Предисловие. Новая модель роста — новая социальная политика Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности Глава 2. Стратегии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 4. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики Глава 5. Налоговая политика Глава 6. Реформа пенсионной системы Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора Раздел III. Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала Глава 8. Рынок труда Глава 9. Миграция Глава 10. Профессиональное образование Глава 11. Новая школа Глава 12. Сокращение неравенства и преодоление бедности Глава 13. Политика охраны здоровья Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни Глава 14. Государственная жилищная политика Глава 15. Преодоление территориальной разобщённости Глава 16. Снятие ограничений на развитие тепло- и электроэнергетики Глава 17. Преодоление информационной разобщённости Раздел V. Эффективное государство Глава 18. Оптимизация присутствия государства Глава 19. Развитие общественных институтов Глава 20. Управление государственной собственностью и приватизация Глава 21. Повышение эффективности государственных инвестиций и госзакупок Глава 22. Реформа бюджетного сектора в экономике Глава 23. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика Раздел VI. Внешний контур развития Глава 24. Международная позиция России: экономические ориентиры Глава 25. Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве"Бюджетный манёвр" (предложения по реструктуризации расходной части бюджета)

Обсуждение и критика

После опубликования итогового доклада курировавшие работу экспертных групп В. Мау и Я. Кузьминов заявляли, что рассчитывают на поддержку основных предложений Стратегии 2020 со стороны президента и председателя правительства России. При этом они признавали и наличие расхождений во взглядах: «Ключевое расхождение (позиций экспертов и властей) — это пенсионная реформа. Нам кажется, что без более серьёзных мер по прекращению дотаций из бюджета пенсионных обязательств мы не достигнем макроэкономической стабильности в близкой перспективе», — сказал Я. Кузьминов. Однако, напомнил эксперт, Путин ранее заявлял, что является сторонником «мягкого сценария», когда, в частности, пенсионный возраст не повышается (РИА Новости, 16.03.2012).

Зимой 2011/12 годов основные идеи Стратегии обсуждались с президентом, руководством российского правительства, с ключевыми ведомствами. Многие положения Стратегии 2020 уже стали программой деятельности государственных органов: в Москве в борьбе с пробками реализуется подход, отстаиваемый Михаилом Блинкиным (неявные общественные субсидии владельцем автотранспорта должны быть сокращены за счёт ограничений на парковку в центре города и т. д.). Минфин и Минэкономразвития уточняют детали бюджетного правила, регулирующего расходы бюджета и уровень государственного долга. Очень активное обсуждение идёт и по предложениям Стратегии 2020, связанным с пенсионной реформой.

Критики Стратегии 2020 акцентируют внимание на том, что некоторые вопросы в ней не рассмотрены или проанализированы недостаточно подробно (политическая реформа, борьба с коррупцией, реформа правоохранительной системы). Многократно высказывалось[кем?] соображение, что нынешнее руководство страны не сможет реализовать основных положений Стратегии. В то же время некоторые лидеры оппозиционного движения на вопрос о том, в чём будет заключаться ваша позитивная программа после успеха на выборах предлагали читать Стратегию-2020: там изложена инвариантная программа реформ. А в главе о федерализме и местном самоуправлении предложен достаточно радикальный план возвращения политических свобод на региональном и местном уровне.

Cм. также

  • Электронная Россия
  • Стратегия 2010

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: