Харабали — город (с 1974) в Астраханской области России, административный центр Харабалинского района и муниципального образования «Город Харабали».
Население — 17 517 чел. (2020).
Город расположен на левом берегу реки Ашулук, в 142 км севернее Астрахани.
В 40 км к югу от города расположены развалины Сарай-Бату, бывшей столицы Золотой Орды, археологический памятник XIII века. В 70 км к югу от города — Хошеутовский хурул (калмыцкий буддийский монастырь), архитектурный памятник XIX века.
Село Харабали основано в 1789 году на высоком бугре беглыми крестьянами из Воронежской, Курской и Тамбовской губерний.
Село Харабали основано в 1789 году по Указу Императрицы Екатерины II о переселении крестьян села Чернавцы, Острогожского уезда, Воронежской губернии. В памяти горожан остается название одного из районов города — "Чернавка".
Существует несколько версий происхождений названия. По одной, название села произошло от бугра, который некогда разделял село на две части. «Харабали» в переводе с калмыцкого «черный бугор». По другой, название происходит от названия казахского аула Карабайлы, располагавшегося на этом месте. Казахи до сих пор так называют эту местность . Название "Харабали" происходит от речки "Харабалык". "Хараба+лык" в переводе с тюркского — означает, "хараба" руина или развал, с помощью словообразований суффикс "+лык" производается имена существительные от основы имен существительных и прилагательных, то есть "место развала, руина".
В 1876 году на народные средства мастерами из Москвы при участии местных умельцев начали возводить двухэтажную, кирпичную, из пяти куполов церковь. В 1889 году церковь открыла свои двери для прихожан.
Широкую известность селу принесли знаменитые харабалинские сады.
В 1926 году в Харабалях появилась первая электрическая лампочка, началась радиофикация села. В 1927 году в селе был организован первый колхоз «Искра». В 1930 году основаны колхоз «Новый путь» и рыболовецкий колхоз «Красные ловцы». В 1932 году в Харабалях началось строительство консервного завода, в июле 1936 года он был пущен в строй.
В период с 30-х по начало 40-х годов были построены средняя школа № 5, здание райисполкома, партийный кабинет, сельский клуб, кинотеатр на 450 мест, больница на 35 коек, в центре посажен парк, работали столовая, библиотека, промкомбинат, пищекомбинат.
В конце 1940-х началось массовое озеленение Харабалей. В середине 1950-х годов при прокладке первого водопровода на улицах были высажены плодовые деревья.
В 1974 году село Харабали преобразовано в город районного подчинения. Он становится центром сельского хозяйства и промышленности.
Преобладает умеренно континентальный климат. Лето тёплое и продолжительное, а зимы мягкие и недолгие.
Динамика численности населения
На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 717-м месте из 1115 городов Российской Федерации.
Этнический составДействует три маршрута городского маршрутного такси: «Харабали — пос. Гремучий» (маршрут обслуживается автобусами ПАЗ-3205 МУП «Универсал»), № 1 «8-й квартал — Центр — 8-й квартал» (обслуживается микроавтобусами Ford Transit ИП Садоян Ю. М.) и № 4 «Станция 2-й подъем — СОШ № 3» (обслуживается микроавтобусами Ford Transit ИП Садоян Ю. М.).
Город пересекает автодорога Астрахань — Ахтубинск — Волгоград. Железнодорожная станция Харабалинская на линии Верхний Баскунчак — Астрахань.