» » Методика изучения факторов привлекательности профессии

17.12.2020

Методика изучения факторов привлекательности профессии — специальное исследование, разработанное В. А. Ядовым и модифицированное в дальнейшем Н. В. Кузьминой и А. А. Реаном, которое показывает уровень удовлетворенности профессией в виде количественного индекса. Данная методика широко используется в психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях.

Описание

Удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, однако ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Здесь и далее в статье приводится пример исследования, модифицированный Н. В. Кузьминой и А. А. Реаном.

Инструкция испытуемым

Испытуемым предлагается обвести пункты, отражающие их отношение к выбранной профессии. В столбце «А» указаны «привлекательные» факторы, а в столбце «Б» — «непривлекательные». Испытуемые обводят только то, что для них действительно значимо в оценке профессии, при этом фиксировать что-то в каждой строке не является обязательным.

В колонках «А» и «Б» представлены следующие факторы:

Анализ результатов

По каждому из факторов подсчитывается собственный коэффициент значимости (КЗ):

КЗ = [ ( p + ) − ( p − ) ] ÷ V {displaystyle [(p+)-(p-)]div V}

где V — общее количество испытуемых; (p+) — число отметивших фактор в столбце «A»; (p-) — число отметивших фактор в столбце «Б».

Коэффициент значимости варьирует в значении от −1 до +1.

Для удобства результаты записываются в следующий шаблон таблицы:

Выводы

Исследование позволяет сделать выводы о привлекательности конкретной профессии для конкретного человека, отслеживать корелляцию между

Кроме того, исследования отдельных профессиональных сфер по данной методике дают возможность проследить общие тенденции в индивидуальных особенностях испытуемых. Например, те, кто проявляет интерес к сфере «человек—техника», имеют более высокую стойкость аффекта и ригидное поведение, более реалистичны и независимы, более радикальны и склонны к экспериментам.

Для выбравших сферу «человек — художественный образ» характерна лабильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Для учащихся, выбравших сферу «человек — знаковая система», характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу «человек—природа» ярко выражена сензитивность, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Эти и другие данные позволяют, на наш взгляд, утверждать, что за результатами исследования стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кристаллизуются и четко определяются частично по механизму позитивного подкрепления. Успешные начинания личности в тех или иных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности.

Значимость методики

Часто выбор профессии был осуществляется при наличии неточных представлений о самой профессии.

Явные профессиональные интересы как правило остаются устойчивыми и значительно воздействующими на удовлетворённость профессией на этапе обучения и на благополучность деятельности в будущем. Отношение к профессии, причины ее выбора, включающие в себя потребности, интересы, убеждения, идеалы — это первостепенные факторы, от которых зависит эффективность профессионального обучения. В этап принятия профессии входят анализ мотивов и анализ собственных возможностей.

При выборе профессии следует учитывать и профессиональные интересы, склонности человека, его личностные характеристики и степень его профессиональной пригодности в зависимости от уровня развития профессионально важных познавательных, двигательных, психологических качеств человека.

Наиболее важным аспектом профессиональной удовлетворённости является верное выявление профессиональных интересов.

Недостаточное осознание профессиональных склонностей или неадекватное представление о содержании будущей профессиональной деятельности могут стать причиной неадекватного выбора профессии — психологические, внутренние аспекты, наряду с такими социальными (внешними) аспектами, как невозможность осуществить профессиональный выбор по интересам. В основном это связано с с неадекватным представлением о содержании будущей деятельности или недостаточным осознанием профессиональных склонностей. Однако как стало известно, самый простой анализ интересов к различным профессиям влияет на удовлетворённость будущим рабочим местом и фактом её выбора. Исследования в среде профессиональных интересов у учащихся средних специальных учебных заведений позволяют увидеть, что их предпочтения зачастую не связаны с направлением их обучения и будущей специальностью. Ясно, что как уровень профессионального обучения, так и её эффективность зависят от этого напрямую, что может привести к неблагополучным последствиям.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: