Промывка системы охлаждения — это профилактическая или ремонтная процедура очищения радиатора, помпы, патрубков и тонких каналов рубашки мотора от ржавчины, масляных отложений, продуктов разложения антифризов и накипи без демонтажа элементов с помощью специальной жидкости.
В период сгорания топливо-воздушной смеси температура в цилиндрах двигателя превышает 2000 °C, однако рабочая температура самого мотора находится в пределах 80-90°C. Ее обеспечивает система охлаждения ДВC. В 1950-70-ых годах на легковых автомобилях применялось воздушное охлаждение, однако жидкость способна отводить гораздо больше тепла, поэтому с 1980-ых годов стали преобладать двигатели с водяным и комбинированным охлаждением. Вместе с этим появилась проблема отложений ржавчины и осадков в системе.
Ученые, в том числе советские и российские предпринимали попытки создать установку для продувки системы сжатым воздухом, однако они были не слишком эффективны. Другая группа ученых работала над созданием более эффективных охлаждающих жидкостей. Так, в 1971 году специалисты НИИ органической химии и технологии разработали формулу «Тосола», который активно использовался до середины 1990-ых. В 21 веке на смену ему пришли гибридные и карбоксилатные антифризы. Тем не менее все они имеют свойство стареть, разлагаться и выпадать в осадок со временем. К тому же при эксплуатации системы охлаждения ДВС большие повреждения происходят по причине кавитационных разрушений, солеотложения.
Между тем системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания стали сложнее и включают различные конструкционные материалы, коррозионную защиту которых осуществить достаточно трудно. По данным исследований, коррозия и отложения систем охлаждения в степени от умеренной до сильной отмечается после одного года эксплуатации у 23% автомобилей, после двух лет - у 32%, после трех лет- у 36%. Система имеет многочисленные каналы, патрубки, углубления, трубочки с маленьким сечением причудливой формы, поэтому отложения не выходят во время смены антифриза, а остаются внутри. Это приводит к затруднению циркуляции охлаждающей жидкости и уменьшению теплоотдачи, повышает износ и снижает качество работы двигателя: возникают перегревы мотора, проблемы в работе помпы и салонной печки, замедленная реакция на сигналы реостата и постоянная работа вентилятора.
Поэтому на рубеже 20 и 21 веков российские ученые озадачились поиском способа химической очистки теплообменного оборудования. В автомобильной сфере появились разнообразные промывки системы охлаждения, которые растворяют, взвешивают и выводят органические и неорганические загрязнения.
Указанные выше загрязнения СО можно разделить на два типа: накипь, ржавчина – это неорганические остатки, а масляные загрязнения и продукты разложения антифриза – органические. Соответственно, средства для промывки системы охлаждения делятся на обладающие эмульгирующим действием, оказывающие эффект растворителя и сочетающие в себе оба свойства. Последние могут быть одно- и двухкомпонентными и являются наиболее эффективными.
Правила проведения промывки системы охлаждения с помощью препаратов разных производителей отличаются незначительно и имеют общую схему.
1. Слить старый антифриз
2. Встряхнуть и залить активный состав в расширительный бачок, а затем добавить до отметки минимум дистиллированной воды.
3. Завести машину, дождаться включения вентилятора или достижения рабочей температуры двигателя( 85-90 градусов)
4. Дать поработать на холостых оборотах в течение времени, указанного в инструкции. Обычно это 30 минут.
5. Заглушить, немного остудить мотор.
6. Аналогичным образом промыть систему дистиллированной водой. Повторить, пока она не будет выходить абсолютно чистой.
7. Залить новую охлаждающую жидкость.