» » Молдавские школы в Приднестровской Молдавской Республике

17.12.2020

Молдавские школы в Приднестровье стали вопросом о конкуренции в 2004 году в контексте спорного статуса Приднестровья в «мятежном регионе» Молдовы с 1990—1992 годов.

История

Молдавские школы были впервые созданы в Приднестровье после образования в 1924 году Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики, которая была частью Украинской ССР. В 1940 году бывшая Молдавская Автономная Республика была разделена, 8 районов были включены в состав Советской Украины, и 6 районов были объединены с частью Бессарабии в Молдавскую Советскую Социалистическую Республику. В украинской части бывшей молдавской автономии молдавские школы были преобразованы в русскоязычные школы, но в 6 районах, которые оставались частью Молдавской Советской Социалистической Республики, была сохранена часть школ на молдавском языке.

Ситуация после 1992 года

Приднестровские власти бойкотировали молдавский закон о языке 1989 года, в котором латинская письменность была введена в качестве официального языка Республики Молдова, и всем молдавским школам в Приднестровье было предписано сохранить кириллицу. После окончания войны в Приднестровье в середине 1992 года местные школы стали регулироваться правительством Приднестровья. Школы, которые решили использовать латиницу в 1989 году, оказались под давлением властей, и большинство из них были вынуждены вернуться к кириллице. Только в шести школах румынского языка в Приднестровье было разрешено сохранить латиницу.

Попытки увеличить количество школ, использующих латинский алфавит, встречаются с жесткими репрессиями. В 1996 году директор единственной молдавской школы в Слободзии, который поддержал желание родителей вести обучение на латинице, был уволен и вынужден покинуть регион. В 1999 году преподаватель молдавского языка Бендерского педагогического колледжа был уволен за продвижение латинского алфавита в учреждении. Увольнению предшествовали угрозы по телефону и агрессия в здании, где она жила.

В сентябре 1996 года администрация Григориополя использовала казаков и милицию, чтобы остановить деятельность молдавской школы. 2 октября 1996 года три учителя были арестованы и доставлены в Тирасполь. 7 октября 1996 года в результате демарша Президента Республики Молдова и миссии ОБСЕ учителя были освобождены.

Еще одна попытка тайного обучения румынскому языку в Григориополе, в «государственной школе ПМР», потерпела неудачу в 2002 году. Педагогический коллектив и родители были откровенно осуждены в местной прессе как «враги государства». Один за другим их приглашали «пересмотреть свои взгляды», угрожали потерей работы и соответствующим правом на жилье. Детей (и учителей) заставляли писать объяснения, почему они использовали латинский алфавит, и местные чиновники регулярно посещали занятия, чтобы проверить, проводится ли обучение «должным образом». Ассоциация родителей и учителей была упразднена, а ее глава, Михай Спейан, арестован. Молдавская школа в Григориополе была вынуждена переехать в Дороцкую, деревню, контролируемую Кишиневом, и дети ежедневно ездят в школу на 10-15 км.

Кризис 2004 года

Летом 2004 года власти Приднестровья закрыли четыре из шести школ в регионе, где преподавали молдавский язык с использованием латинского алфавита, известного как румынский. Эта мера затронула некоторых из 3400 зарегистрированных детей, а учителя и родители, выступавшие против закрытия, были временно арестованы на срок до шести часов. Во время кризиса правительство Молдовы решило создать блокаду, которая изолировала бы спорный регион от остального мира. Блокада была неэффективной из-за отсутствия сотрудничества со стороны Украины во главе с Леонидом Кучмой. Приднестровье в ответ предприняло ряд действий, направленных на дестабилизацию экономической ситуации в Молдове, в частности, путем отключения энергоснабжения от электростанций, которые были построены в Приднестровье в советское время. В результате этот кризис вызвал перебои в подаче электроэнергии в некоторых районах Молдовы.

Ведущей фигурой в конфликте стала Елена Васильевна Бомешко, министр образования Приднестровья. По ее словам, и официальной политики Приднестровья, этот язык упоминается как «румынский», когда он преподается на латинице, и как «молдавский», когда используется кириллический шрифт. Приднестровье отвергает обвинения в антирумынской предвзятости и отдает предпочтение кириллице молдавского языка как способу сохранения оригинального языка, указывая на тот факт, что еще в средние века молдавская Библия всегда была написана кириллицей. Хотя румынский язык использовал кириллицу на протяжении веков, он больше не используется в Румынии. Кириллица до сих пор используется в некоторых частях Молдовы, но только одна газета (принадлежащая государству приднестровскими властями) печатает несколько сотен экземпляров кириллицей.

Закрытые румынские школы были вновь открыты после регистрации в приднестровских властях как частных учреждений. Давление со стороны Европейского союза (запрет на поездки был введен для 10 чиновников приднестровского образования), возможно, ускорило процесс, но они все еще имеют статус «частных школ» и, следовательно, не получают финансирование от правительства Приднестровья.

Многие учителя и родители учеников, обучающихся в молдавских школах с кириллицей, связались с Молдавским Хельсинкским комитетом по правам человека с просьбой оказать поддержку в переводе образования на румынский (латинский алфавит), так как в исследованиях, основанных на кириллице и советских программах обучения, нет перспектив, и дети не могут получить высшее образование в любой точке земного шара. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств осудил действия приднестровских властей как «лингвистическую чистку».

Текущая ситуация

В отчете ОБСЕ за июнь 2005 года говорится: «Если они [молдавские родители в Приднестровье] зарегистрируют своих детей в одной из этих школ, предлагающих молдавскую учебную программу с использованием латинского алфавита, они рискуют оказаться под угрозой со стороны региональной службы безопасности и увидят, что их работа будет в опасности. Однако отправка детей в одну из 33 приднестровских школ, в которых они преподают на родном языке кириллицу, вряд ли является привлекательной альтернативой, поскольку школы следуют устаревшей учебной программе и используют учебники советского периода». Это причина, по которой многие молдаване из Приднестровья отправляют своих детей в школы с русским языком обучения, где нет притеснений.

Власти Приднестровья не признают дипломы, выданные молдавскими школами с использованием латинского алфавита, что делает невозможным обучение выпускников этих школ в приднестровских высших учебных заведениях.

Участие Европейского суда по правам человека

В ноябре 2006 года Европейский суд по правам человека согласился рассмотреть иски, поданные тремя молдавскими школами в Приднестровье (из Тигина, Рыбницы и Григориополя) в отношении нарушения их права на образование и права на работу в условиях недискриминации. Три соответствующие школы считают Россию и Молдову ответственными за нарушение их прав. В июне 2009 года Суд провел слушания по трем аналогичным делам. В 2010 году Суд постановил, что дело является частично приемлемым. В 2012 году Суд постановил, что право заявителей на образование было нарушено Россией, но не нарушено Молдовой.

Давление на приднестровские власти

В ноябре 2006 года глава миссии ОБСЕ в Молдове Луи О’Нил призвал местные власти в приднестровском городе Рыбница вернуть конфискованное здание молдавской школе латинского алфавита, расположенной в городе. Здание было построено правительством из Кишинева и было почти закончено в 2004 году, когда приднестровская полиция силой взяла его во время кризиса.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: