«Маленький Фриц» — сольный альбом Глеба Самойлова («Агата Кристи», The Matrixx).
Альбом записывался в декабре 1990 года (параллельно с альбомом «Декаданс» группы «Агата Кристи»), но тогда кассеты с «Маленьким Фрицем» распространялись только среди друзей и знакомых Глеба.
В 1995 году альбом оцифрован и издан на CD, а весной 2013 года — на виниловых пластинках.
В записи принимал участие Александр Пантыкин.
Концепция альбома — взгляд на события Второй мировой войны глазами молодого немецкого солдата, через весь альбом идёт ироническая антифашистская линия.
«Мой каждый альбом как книга, цельное произведение — говорит Глеб Самойлов. — Это альбом о Великой Отечественной войне, но от лица молодого немецкого солдата, который в этой войне оказался, как и большинство остальных немцев, вовсе не из идейных побуждений, а просто потому, что он родился в этой стране, просто потому, что это его долг».
По словам автора, альбом был написан «со стороны человека, со стороны человечества. Потому что речь идет о войне, о трагедии в принципе, со стороны людей, кому она была не нужна, со стороны нормальных людей, которые не любят войну».
Компакт-диск оформлен художником Александром Коротичем с учётом пожеланий автора. На обложке буклета изображён пятиконечный знак, стилизованный под свастику, один из его надтреснутых концов угрожающе навис прямо над головой Глеба — Маленького Фрица. Пятиконечный знак повторяется и на «пятаке» диска. Буклет, содержащий тексты всех песен, отпечатан на «оберточной» бумаге — по мнению дизайнера альбома, именно такая бумага передаёт атмосферу трудностей и лишений того тяжёлого времени.
«Звук на записи выстроен блестяще, клавишные звучат как надо и отлично воспроизводят действительно нетипично крепкий для того времени и места материал… украшенный довольно провокационной для тех времен обложкой альбом Глеба Самойлова полон декадентства и гротескного юмора — причем очень острого… Иногда кажется, что автор вот-вот заиграется, но этого не происходит.
Баланс между серьёзностью гуманистически-пацифистского посыла молодого музыканта и его горько-ироничным жонглированием однозначными, но вывернутыми наизнанку образами всегда выдерживается ровно настолько, насколько это необходимо. И история „маленького Фрица“, ни на секунду не сбиваясь со взятого с самого начала маршевого темпа, уверенно проходит через истерично-драматичную кульминацию к своему печальному финалу, оставляя слушателя в тишине ошеломленно осознавать — что он только что услышал», — писал Дмитрий Сосновский из «Российской газеты».
Евгений Левкович из The New Times отмечал: «Глеб Самойлов (младший из братьев и автор большинства песен „Агаты“) у себя дома, на самом примитивном синтезаторе, записал удивительную по своей музыкальности, но совершенно шизофреническую по текстам сольную пластинку…».
Алексей Коршун из газеты «На смену!» писал: «Когда доброго наивного героя Экзюпери мобилизует третий Рейх, и безжалостная национал-социалистическая идея, не без участия фантазии Глеба Самойлова, бросает его в пекло мирового пожара, он превращается в маленького Фрица. То, что по нему стреляют партизаны, с неба угрожает Покрышкин („а это значит — алес капут“) и „его“ вечность сгорит на огне», в философском плане значит не меньше, чем страдания Вертера или повороты человеческих судеб в романах Ирвина Шоу и Ремарка. Маленький Фриц все так же неустанно ищет истину, как искал её будучи Маленьким Принцем.
Смысл лежит гораздо глубже уровня, устанавливаемого самой едкой иронией и самым злым стебом. В тех глубинах царствует Ницше и экзистенциализм с определённой, конечно, поправкой на природу и экономику Урала".
Критики отмечали рискованность темы и жёсткие, плотные тона, в которых выдержан альбом. «…Сольник младшего Самойлова „Маленький Фриц“ (отличный, кроме шуток!) свидетельствует о неуклонной тяге Глеба к обыгрыванию исторически рискованных тем на протяжении всей творческой жизни», «концептуальный альбом „Маленький Фриц“, производящий впечатление отвергнутой группой демо-версии новой программы …», «мрачный индустриальный альбом, заигрывающий с фашистской тематикой».
Это было неожиданное озарение, такие озарения случаются очень редко. Я вдруг начал писать песни от лица этого маленького Фрица. Чувствовал его, сопереживал ему. Отчасти это были и мои мысли, просто как бы аранжированные в определённой теме. Очень люблю этот альбом. А ругать меня за него стали сейчас: что за музыкальное восхваление Гитлера?.. Я отвечаю: вы ничего не понимаете, это не хвала Гитлеру, а песни о нашей ущербности, которая рождает в нас жажду своего собственного Гитлера — в музыке ли, в индустрии, в политике. Люди не могут жить без фюрера, вот о чём речь.
— Глеб Самойлов, газета "Труд" №56, 1 апреля 2011
Слова и музыка всех песен Глеб Самойлов.