» » Правохристиане (Ливан)

16.12.2020

Правохристиане — политический термин-клише, применявшийся в СССР и применяемый в России для обозначения правых политических сил и военизированных милиций христианской общины Ливана. Понятие вошло в широкое пропагандистское употребление в первые годы гражданской войны в Ливане. После окончания войны частота употребления заметно снизилась.

Структуры и персоналии

Конфесионально ливанские правохристиане в значительном большинстве относились к восточным католикам-маронитам. Представители других конфессий — православные, греко-католики, ААЦ, Армянская католическая церковь, яковиты, как правило, не афишировали свою конфессиональную принадлежность, так как среди противостоящих им палестинцев тоже было много палестинских православных и армян. Такие лидеры, как демонстрировавший своё православие Уильям Хауи, являлись скорее исключениями.

Политически они представляли следующие организации

  • Партия Катаиб (Ливанская фаланга) / Фалангистская милиция
  • Национал-либеральная партия (НЛП) / Милиция Тигров
  • Движение Стражи кедров
  • Организация Танзим
  • Движение Марада
  • Ливанское молодёжное движение (ЛМД)
  • Армия Южного Ливана (АЮЛ)
    • Коалиция Ливанский фронт
    • военное крыло Ливанского фронта — Ливанские силы

семейно-политические кланы

  • Жмайель
  • Шамун
  • Франжье
В центре с поднятой рукой — Пьер Жмайель

Персонально среди правохристианских лидеров выделялись

  • Пьер Жмайель (Катаиб)
  • Камиль Шамун (НЛП)
  • Шарль Малик («Ливанский фронт»)
  • Башир Жмайель (Катаиб, «Ливанские силы»)
  • Уильям Хауи (Катаиб, «Ливанские силы»)
  • Сулейман Франжье (Марада)
  • Саад Хаддад (АЮЛ)
  • Ильяс Хобейка (Катаиб, «Ливанские силы»)
  • Самир Джааджаа (Катаиб, «Ливанские силы»)
  • Амин Жмайель (Катаиб)
  • Роберт Хатем (Катаиб)
  • Жозеф Абу Халил (Катаиб)
  • Карим Пакрадуни (Катаиб)
  • Этьен Сакер («Стражи»)
  • Фади Фрем (Катаиб, «Ливанские силы»)
  • Фуад Абу Надер (Катаиб, «Ливанские силы»)
  • Жорж Адуан («Танзим»)
  • Саид Акл («Стражи»)
  • Дани Шамун (НЛП)
  • Тони Франжье (Марада)
  • Башир Марун (ЛМД)

Политико-идеологическое содержание

Понятие «правохристиане» имело в СССР однозначно негативную коннотацию. Типичным выражением было «правохристианские боевики» или «правохристианские подручные Тель-Авива». Такой подход объяснялся идеологизированным характером первого этапа ливанской гражданской войны (особенно периода осады Тель-Заатара).

Межконфессиональное противостояние коррелировалось с идейно-политическим. Националистические и антикоммунистические партии и движения «Ливанского фронта» являлись праворадикальными (Катаиб, «Стражи кедров») либо либерально-консервативными (НЛП). Все они ориентировались на США и Запад и, в особенности АЮЛ, так или иначе сотрудничали с Израилем.

С другой стороны, костяк противостоящего блока составляли союзники КПСС — Организация освобождения Палестины, Ливанская компартия, Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП). В жёсткой конфронтации с правохристианами, за исключением сравнительно короткого периода в 1976, находился дружественный СССР сирийский режим Хафеза Асада.

Ливан породил такое удивительное понятие, как «правохристиане»… Правохристианскому блоку противостоял блок левомусульманский.

Неоднозначные стороны событий — кровавая междоусобица Катаиб с «Марадой» (Эденская резня 1978) и НЛП (Резня в Сафре 1980), конфронтация Сирии с ООП и ПСП — в советских СМИ затушёвывались либо не рассматривались вообще.

Оценки личностей

В 1975—1976 «главарём правохристианского лагеря» обозначался «основатель профашистской фаланги» Пьер Жмайель. Представителем «буржуазно-аристократической реакции» именовался Камиль Шамун. Отношение к Сулейману Франжье в период его президентства было менее однозначным и менялось соответственно его текущей политике.

Башир Жмайель, командир фалангистской милиции, приобрёл широкую известность в СССР в 1982, при избрании президентом и последующей гибели в теракте. Как «человек крутой и беспощадный» оценивался Ильяс Хобейка. Наиболее жёстко критиковался с конца 1970-х Саад Хаддад — называемый «израильской марионеткой» и «сионистским агентом». Амин Жмайель и отчасти Самир Джааджаа одно время в середине 1980-х рассматривались как «молодые руководители, осознавшие бесперспективность кровопролития». Шарль Малик воспринимался как крупный дипломат 1940—1950-х годов.

Этьен Сакер, Уильям Хауи, Фади Фрем, Фуад Абу Надер, Карим Пакрадуни, Дани Шамун, Тони Франжье, Жорж Адуан, Башир Марун были менее известны в СССР и почти не упоминались в советских СМИ. Информация о них стала поступать уже в России, деятельность оцениваться задним числом.

Дезактуализация термина

Уже с середины 1980-х термин «правохристиане» стал звучать гораздо реже, чем ранее. Многогранный ливанский конфликт явно не укладывался в стандарты право-левого противостояния. В этих категориях трудно определялись такие ключевые участники, как шиитское движение Амаль и тем более исламистские группировки — роль которых в войне с правохристианами резко возросла с 1983.

После окончания гражданской войны и прихода к власти Рафика Харири политическая конфигурация в Ливане кардинально изменилась. Термин «правохристиане» почти перестал употребляться.

На Западе и в самом Ливане этот термин практически не использовался и раньше. Говорилось о «христианских милициях» или «христианских партиях правого крыла».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: