» » Рококо в России

15.12.2020

Рококо в России — проявления общеевропейского художественного стиля XVIII века на территории Российской империи. В отличие от барокко и классицизма имело достаточно узкое, камерное распространение.

Характеристика

Ассимиляция форм стиля рококо на российской почве связана, главным образом, с эпохой императрицы Елизаветы Петровны, получив продолжение в царствование Екатерины Великой. Интерес Петра III к рококо остается малоисследованным, хотя судя по всему, его интересовал немецкий вариант (см. Фридерицианское рококо).

Воздействие рококо распространялось по большей части через портрет, декоративную живопись и орнамент, при этом значительная часть наследия в наше время утрачена.

Изобразительное искусство

Живопись

Представители россики, приехавшие в Россию в петровское и елизаветинское время (Каравакк, Гроот, Ротари), способствовали становлению новой, русской художественной школы — главным образом, в живописных формах рококо. Один из характернейших примеров — «Кабинет мод и граций» (1764) в Большом Петергофском дворце, украшенный шпалерной развеской девичьих «головок» кисти Пьетро Ротари. (В екатерининское время его картинами украсят Портретную (Кабинет Ротари) в Китайском дворце в Ораниенбауме). Михаил Алленов пишет, что Гроот и Ротари «предложат разные, каждый в своем роде совершенный, варианты рококо. Гроот — утонченный колорист и „костюмер“, с оттенком чуть гротескового юмора (…); Ротари — изощренный „композитор“ малоформатных изображений, великолепный мастер тонального колорита и фарфорово-глянцевой фактуры. (…) Между названными фигурами — целый ряд вариантов рококо, в середине которого можно поставить Ивана Вишнякова».

Характеризуя стилистику живописи рококо, Алленов пишет: «Известная и многократно отмечавшаяся в разных оценочных категориях „легкомысленность“ рококо была художественной задачей стиля, можно сказать, его освободительной миссией. А именно, все величественное, державно-властительное, а потому способное устрашать освобождалось от этой своей способности, лишалось серьезности, пафоса. Кукольность типажа, пристрастие к детскому портрету, неожиданные типологические пересечения, например парадного императорского и костюмированного портрета, — все это черты принципиальной антипатетичности, в которой заявляет о себе дух скептицизма, свойственный „веку Разума“».

Опыт ученика Каравакка Ивана Вишнякова, действительно особенно интересен среди русских представителей рококо. Он своеобразно воспринял уроки западной живописи, переработал воздействие рококо — и соединил это с допетровской традицией. Его «Портрет Сары Фермор» (1750) — «подлинное „русское рококо“, смесь изысканности и примитивности, живописи и парсунности» (по словам А. Эфроса). Учеником Гроота был Иван Аргунов, шереметьевский крепостной. В творчестве Алексея Антропова рокайльная кукольность «получает неожиданный оборот: его персонажи начинают напоминать ярко раскрашенные глиняные, вроде вятской игрушки, или деревянные портретные скульптуры, воспроизведенные живописным способом».

Учеником Ротари был Фёдор Рокотов, вообще, главные художественные открытия русского рококо все же будут связаны с портретной живописью эпохи Екатерины Великой. Помимо Рокотова, отчетливая рокайльность присуща живописи Дмитрия Левицкого. Камерность и тонкость портретных образов, созданных этим двумя великими мастерами екатерининского времени — характерные черты рококо, которое, в отличие от барокко и классицизма, не было «большим» стилем и испытывало пристальный интерес к конкретной личности человека.

В «прикладной» живописи стилистика рококо ощущалась в гораздо более чистой форме, чем в портретах; см. например десюдепорты Бориса Суходольского, декоративные работы Ивана Фирсова.

В середине XVIII века рокайльная стилистика проникает и в иконопись, что видно по творчеству Михаила Фунтусова.

Художники

Список художников, в творчестве которых ощутима стилистика рококо, в различной степени энергичности:

Архитектура

В архитектуре элементы французского рококо проявлены в творчестве архитектурного гения эпохи Б. Ф. Растрелли Младшего , соединившего в своем неповторимом индивидуальном стиле элементы рокайля, итальянского барокко, классицизма, красочности и декоративной сочности русского народного искусства . Расцвет его творчества приходится на елизаветинскую эпоху. В определении созданного им уникального стиля в истории искусствознания нет единства, его называют русским рококо, елизаветинским барокко, барочно-рокайльным стилем. Существуют сравнения и с прусским, или фридерицианским, рококо .

Стиль русского рококо сохраняется и в ранние екатерининские годы (время великой княгини Екатерины Алексеевны), причем особенной популярностью пользуется внутристилевое течение шинуазри. Однако, в отличие от Франции, где этот стиль формировался еще с 1720-х годов, в России он оказывается кратковременным, обрываясь с воцарением императрицы Екатерины, предпочитавшей классицизм и отправившей зодчего Растрелли в 1763 г. в отставку. Как и в странах Западной Европы, но в гораздо большей степени, рококо остается камерным стилем, для личного применения, заметным более в интерьерах и декоре, чем в наружных фасадах.

Практически все здания построены одним мастером, приглашенным великой княгиней Екатериной для строительства своей усадьбы в Ораниенбауме: Антонио Ринальди возводит Китайский дворец в Ораниенбауме, а также другие более мелкие здания в императорских резиденциях под Петербургом. .Впрочем, в стиле Ринальди уже явственны черты раннего екатерининского классицизма ).

Здания

  • Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге (1741-4 гг.), построен Франческо Бартоломмео Растрелли, не сохранился. Имел и барочные, и рокайльные элементы
  • Павильон «Грот» в усадьбе Кусково (Москва), построенный в 1755—1761 годах под руководством Фёдора Аргунова

Постройки Ринальди:

  • Китайский дворец в Ораниенбауме
  • Дворец Петра III (Каменный дом) в Ораниенбауме
  • Катальная горка в Ораниенбауме
  • Китайская деревня в Александровском парке Царского Села (незакончена при Екатерине, завершена в начале XIX века)
  • Китайский театр в Царском селе

Скульптура

В скульптуре рококо проявляется слабо, по сравнению с барокко и классицизмом. Однако все-таки стилистика рококо дает о себе знать и в монументальном «Медном всаднике» работы французского скульптора Фальконе. Шубин, учившийся у французских мастеров рококо, также демонстрирует в своем творчестве отчетливый отпечаток рокайля, хотя и не в такой сильной степени, как у французов («декоративное изящество силуэта, осязательное фактурное „гурманство“ в обработке поверхности и непременный „апломб мастерства“»).

  • Николя Жилле
  • Луи Роллан
  • Этьен Морис Фальконе
  • Федот Шубин

Декоративно-прикладное искусство

Сохранилось большое число камерных произведений декоративно-прикладного искусства (предметов быта), как созданных безымянными русскими мастерами рококо, так и импортированных. Это резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство и т. д.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: