Православная церковь Чешских земель и Словакии (чеш. Pravoslavná církev v českých zemích a na Slovensku, словацк. Pravoslávna cirkev v českých krajinách a na Slovensku, до 1992 года — Православная церковь в Чехословакии, чеш. Pravoslavná církev v Československu, словацк. Pravoslávna cirkev v Česko-Slovensku) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая 14-е место в диптихе Константинопольского патриархата. Юрисдикция — Чехия и Словакия.

В 2013 году митрополитом Чешских земель и Словакии был избран Ростислав (Гонт), архиепископ Прешовский.

История

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 году трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. В дальнейшем православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии, охватывавшей преимущественно территорию Подкарпатской Руси (нынешняя Закарпатская область Украины). Однако в результате Ужгородской унии в 1646 году большинство священнослужителей этой епархии вошли в унию с Католической церковью.

В XIX веке начали организовываться первые сообщества православных. В 1903 году в Праге возникло общество «Православная беседа». В 1920 году благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы в юрисдикции Сербской православной церкви (СПЦ).

В период между Первой и Второй мировыми войнами на территории Чехословакии существовало несколько православных юрисдикций. Наиболее многочисленной была группа, подчинявшаяся Сербской православной церкви.

25 сентября 1921 года патриарх Сербский Димитрий хиротонисал Горазда Павлика во епископы Чешско-Моравские.

В 1929 году СПЦ создала в Чехословакии две епархии — Чешскую с центром в Праге и Мукачевско-Прешевскую с центром в Мукачеве.

В 1942 году епископ Горазд и несколько клириков за укрывание убийц Рейнхарда Гейдриха были расстреляны. Чешская православная церковь была запрещена, её имущество конфисковано, храмы закрыты, духовенство подвергнуто арестам и заключениям.

После войны в 1946 году Чехословацкая православная церковь перешла от сербской юрисдикции под юрисдикцию Московского патриархата и была организована в экзархат. Окончательным решением юрисдикционного вопроса можно считать определение Священного синода СПЦ от 15 мая 1948 года.

После закрытия обители преподобного Иова Почаевского в Ладомировой в 1946 году в Чехословакии не осталось ни одного православного монастыря.

14 ноября 1948 года была основана духовная семинария в Карловых Варах. В следующем году она была переведена в Прагу.

7 декабря 1949 года решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская православная епархия была разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую.

30 января 1950 года Совет министров СССР в секретном постановлении продекларировал необходимость предоставления независимости (автокефалии) Православной церкви в Чехословакии.

28 апреля 1950 года в Прешове под давлением властей был созван собор греко-католического духовенства и верующих, который объявил об отмене Ужгородской унии 1646 и 1649 годов и о воссоединении с Православной церковью. В связи с увеличением паствы на территории Словакии были созданы две епархии — Прешевская во главе с епископом Алексием (Дехтярёвым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем).

В том же году семинария была преобразована в Православный богословский факультет и перенесена в Словакию в Прешов, в связи с чем проблема духовного просвещения бывших греко-католиков стала особенно актуальной.

8 октября 1951 года патриарх Алексий I и Священный синод по просьбе Собора архиереев Православной церкви в Чехословакии дали предварительное согласие на автокефалию последней.

23 ноября 1951 года от лица Патриарха и всего Архиерейского собора Русской православной церкви, в Патриархии был подписан Акт о даровании автокефалии Православной церкви в Чехословакии. Однако Константинопольский патриархат этой автокефалии не признал, считая, что Русская церковь не имела право на её дарование, так как со времён святых Кирилла и Мефодия Чешская церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриарха.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия в Праге

В 1968 году в ходе Пражской весны была легализована Грекокатолическая церковь. Данный факт вкупе с массовым недовольством вторжением советских войск, учитывая что православие в массовом сознании ассоциировалось прежде всего с Россией, привёл к массовому переходу в унию числившихся православными многих верующих Восточной Словакии.

По переписи 1991 года на территории Чехии и Словакии проживало около 53 тысяч православных верующих — около 0,34 % из 15,6 миллионного населения, причём большинство на территории Словакии.

В связи с прогнозируемым распадом Чешской и Словацкой Федеративной Республики Поместный собор Чехословацкой православной церкви, состоявшийся 11—12 декабря в Прешове, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территории Чехии и Словакии. Однако по политическим причинам было принято решение о переименовании Церкви в Православную церковь в Чешских землях и Словакии. Тогда же был принят новый устав, согласно которому единый Митрополичий совет был разделён на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешове, а предстоятелем Церкви мог быть избран как архиепископ Пражский, так и архиепископ Прешовский. Едиными для всей Церкви остались Священный синод и Поместный собор. Прешовский собор 1992 года принял решение о канонизации моравского князя Ростислава, инициатора кирилло-мефодиевской миссии среди славян. Торжества по случаю канонизации проходили 29—30 октября 1994 года в Прешове и Брно.

27 августа 1998 года Константинопольский патриархат, не признававший до этого автокефального статуса Чехословацкой церкви, издал «Патриарший и Синодальный Томос о даровании автокефалии святой Православной церкви в Чешских землях и Словакии», который рассматривался современными чешскими канонистами как акт признания Константинополем уже существовавшей ранее автокефалии, полученной в 1951 году от Русской православной церкви. Фактически автокефалия патриарха Варфоломея обозначала признание ранее сложившегося status quo, «ибо невозможно даровать то, чем уже обладает тот, кому преподносится мнимый дар». В послании Константинопольского патриарха Варфоломея, составленном 25 июля 1998 года, говорится, что «получение Чехословацкой Церковью в 1951 г. автокефалии от Русской Церкви было единственной возможностью для выживания в коммунистическом окружении». Таким образом, в этом письме не оспаривался очевидный факт дарования Чехословацкой церкви автокефалии Русской церковью — дарования, продиктованного материнской заботой о её выживании. Однако в марте 2012 года Константинопольский патриарх направил митрополиту Христофору (Пулец) свой протест по поводу произошедшего празднования в декабре 2011 года 60-летия автокефалии как незаконного, в связи с чем митрополит Христофор принёс Константинопольскому патриарху свои объяснения. Они сводились к тому, что никакого празднования 60-летия автокефалии не было, и об автокефалии, полученной от Русской православной церкви в 1951 году, говорил с амвона только представитель Московского патриархата.

По переписи 2001 года в Словакии насчитывалось 50 363 верующих, православные наиболее многочисленны в Прешовском крае (4 % населения, особенно в районах Медзилаборце (29 %), Снина (21,1 %), Свидник (19,8 %)) и Кошицком крае (1,8 % населения). В Чехии насчитывалось 23 053 православных верующих. Четыре епархии Церкви объединяли 166 приходов с 184 храмами. Из всех традиционных религиозных объединений Чехии и Словакии Православная церковь считается Церковью с самым быстрым ростом числа верующих. После кончины митрополита Николая (Коцвара) в 2006 году предстоятелем Церкви стал Христофор (Пулец).

На 2007 год насчитывала 249 приходов (78 в Чехии и 171 в Словакии), окормляемых 197 священниками и диаконами.

По оценкам предстоятеля церкви митрополита Христофора, на 2011 год в Чехии и Словакии насчитывается примерно 100 000 православных христиан. Институт монашества очень малочислен. Однако в последние десятилетия трудами митрополитов Дорофея и Христофора было основано несколько небольших монастырей и скитов.

В 2013 году Предстоятель Чехословацкой церкви митрополит Христофор был вынужден уйти на покой в связи с начавшейся против него кампанией в средствах массовой информации, что положило начало кризису в Православной церкви Чешских земель и Словакии. До момента избрания нового Предстоятеля местоблюстителем Чехословацкой кафедры был назначен архиепископ Оломоуцкий и Брненский Симеон (Яковлевич). Однако между членами Синода возникли разногласия, и, поскольку архиепископ Симеон остался в меньшинстве, он предпринял попытку пригласить на Синод двух архиереев Константинопольской церкви — митрополитов Гальского Эммануила (Адамакиса) и Венского Арсения (Кардамакиса), чтобы уравновесить голоса своих оппонентов.

После того как архиепископ Симеон заявил, что двое константинопольских архиереев будут иметь на Синоде право голосовать, трое остальных членов Синода решили отстранить его от должности, избрав на его место архиепископа Прешовского Ростислава (Гонта).

Несмотря на недовольство Константинопольского патриархата и заявления архиепископа Симеона, объявившего всех остальных членов Синода раскольниками, последовавший за этим Поместный собор Православной церкви Чешских земель и Словакии поддержал владыку Ростислава и избрал его на кафедру Предстоятеля церкви, что не было признано архиепископом Симеоном, который был поддержан властями Чехии. С митрополитом Ростиславом и поддержавшими его иерархами Константинополь прервал всякое общение.

6 февраля 2015 года в Вене состоялась встреча, в которой, помимо владыки Симеона, приняли участие архиереи Константинопольского патриархата — митрополиты Галльский Эммануил и Венский Арсений. В ходе встречи было принято решение об архиерейской хиротонии архимандрита Исаии (Сланинки) с целью создания «альтернативного синода» Православной церкви Чешских земель и Словакии. 22 февраля года в кафедральном соборе в Брно состоялась хиротония викарного епископа Шумперкского Исаии (Сланинки).

Число членов Церкви по состоянию на 2018 год оценивается в 74 тыс. человек.

Епископат

  • Ростислав (Гонт), архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии
  • Иоаким (Грди), архиепископ Бероунский
  • Михаил (Дандар), архиепископ Пражский
  • Симеон (Яковлевич), архиепископ Оломоуцкий и Брненский
  • Георгий (Странский), архиепископ Михаловский и Кошицкий
  • Исаия (Сланинка), епископ Шумперкский

Предстоятели

  • Елевферий (Воронцов) (8 декабря 1951 — 28 ноября 1955)
  • Иоанн (Кухтин) (17 мая 1956 — 23 октября 1964)
  • Дорофей (Филип) (25 октября 1964 — 30 декабря 1999)
  • Николай (Коцвар) (14 апреля 2000 — 30 января 2006)
  • Христофор (Пулец) (28 мая 2006 — 12 апреля 2013)
  • Симеон (Яковлевич) (12 апреля — 9 декабря 2013), с точки зрения Константинопольского патриархата: с 12 апреля 2013 по 14 января 2016 года в/у, архиеп. Оломоуцко-Брненский
  • Ростислав (Гонт) (с 11 января 2014) в/у с 9 декабря 2013 года

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: