» » Финны в Мурманской области

15.12.2020

Финны являются одним из малочисленных, но исторически значимых народов современной Мурманской области. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, число финнов на территории области составляло 273 человека. Являются в большинстве своём потомками переселенцев из Финляндии, иммигрировавших в Россию во второй половине XIX века. По отношению к финнам Мурманской области иногда применяют наименование «кольские финны» (фин. Kuolansuomalaiset, Muurmanninsuomalaiset). В 30-х—40-х годах XX века подверглись репрессиям и насильственному переселению.

История

Причины миграции

Мурманский берег в течение долгих столетий из-за тяжелых климатических условий оставался слабо заселенным. Охотники и рыболовы занимавшиеся морским промыслом во время промыслового сезона и не пытались здесь создать постоянные поселения. Вопрос о колонизации этого региона возник в середине XIX века. Колонизация Мурманского берега стала необходимой ввиду бурного развития соседнего норвежского региона Финнмаркен, что грозило ослаблением российской государственности на Мурмане. В целом, колонизация способствовала развитию рыбных промыслов, торговли и транспорта в крае. Архангельский губернатор С. П. Гагарин разработал проект колонизации Мурмана. При этом предполагалось, что система хозяйствования норвежцев и финнов послужит обогащению модели русских колонистов. Голод в Финляндии в 1866—1868 годах также в значительной мере повлиял на переселение финнов из Великого княжества Финляндского на Кольский полуостров. Толчком к миграции также стало подписанное в 1868 году Александром II «Положение о льготах колонистам Мурмана».

Положение о даровании льгот колонистам

Колонистам разрешался беспошлинный ввоз товаров из‑за границы, предоставлялись ссуды, бесплатно — государственный лес для строительства домов и надворных построек, разрешались различные промыслы, на 8 лет колонисты освобождались от всевозможных налогов, на 3 призыва отсрочивалась служба в армии, но колонисты должны были оплачивать содержание волостных и сельских властей, квартиры для приезжих чиновников. По решению правительства колонистами становились не только русские и кочевые лопари, но и иностранцы, принявшие российское подданство. В 1876 году льготы были не только продлены, но была предоставлена полная свобода в торговле спиртными напитками.

Царский период

Колонизация Кольского полуострова финнами, норвежцами, фильманами (саамы-лютеране, выходцы из Норвегии и Финляндии) и карелами относится к третьему этапу заселения полуострова. Переселение началось во второй половине 50-х годов XIX века и носило стихийный характер. Финские и финнизированные саамские (квенские) семьи из Великого княжества Финляндского (в основном из Улеаборгской губернии) переселялись на Мурманский берег из-за голода и ряда других неблагоприятных причин. Первые колонии финнов (Земляная и Ура-Губа) возникают на Западном Мурмане. С 1860 года поощряемый губернской и центральной властью России, этот процесс был узаконен и начал носить целенаправленный характер. В 60-х годах XIX века царское правительство пригласило на Кольский полуостров колонистов из соседних Швеции-Норвегии и Великого княжества Финляндского. Это решение привело к быстрой скандинавской колонизации полуострова. Массово финские поселенцы начали заселять Кольский полуостров c 1865 года. В 1867 году на Мурманском побережье проживало 114 выходцев Финляндии. 22 ноября 1868 года правительство Российской империи приняло законы гарантирующие льготы поселенцам-колонистам. Колонисты освобождались от государственных податей и повинностей, от военной службы, могли бесплатно пользоваться лугами и лесами, беспошлинно ввозить из‑за границы товары. В 1888 году на Кольском полуострове проживало 823 финна. В 1889 году на Мурманском берегу имелось домохозяйств: финнов — 176, русских — 125, карелов — 72, норвежцев — 36, саамов — 20, других — 6 (эстонцы, шведы, немцы). В 1890-е годы колонизация направляется в сторону Кольского залива: возникают новые финские сёла (Сайда-Губа, Белокаменка, Красная Щель, Грязная Губа, Ваенга, Росляково, Тюва-Губа и другие). Часть финнов оседает в центре уезда — Коле. К 1895 году количество финнов составляло 810 человек из общего числа жителей Кольского уезда составлявшего 8690 всех жителей (9 %). В Кольском уезде в 1897 году насчитывалось 1 276 финнов, что составляло 11,5 % от всех российских подданных уезда. 50 % из них являлись мигрантами первого поколения (83 % — выходцы из Улеаборгской губернии). В 1907 и 1910 в Ура-Губе, Земляной и Цып-Наволоке были организованы финские школы. В 1913 году в Мурманско-колонистской волости состояло колонистов 1756 чел., в том числе финнов и норвежцев — 1048; в Териберской волости — 1401, в том числе финнов и норвежцев — 326 (в сумме финнов и норвежцев — 43,5 %).

Занятия и быт

На Западном Мурмане кольские финны расселялись главным образом на побережье и занимались в основном морскими промыслами и охотой. Из-за охотничьих угодий и мест рыболовства иногда возникали споры с саамами. В восточной части Кольского полуострова они занимались животноводством и отчасти земледелием. По словам губернатора Архангельской губернии (1893—1901 годах) А. П. Энгельгардта каждая финская семья имела корову, иногда овец и кур. Несмотря на суровые климатические условия Кольского полуострова, колонистам удавалось содержать достаточное количество скота, благодаря тому, что по берегам рек встречались хорошие луга и скот был достаточно обеспечен питанием. Из овощей выращивали только репу и картофель. Из злаков сеяли ячмень. Финны жили хуторами на расстоянии 1,5-2 км друг от друга. Внутреннее убранство в домах кольских финнов было значительно скромнее, чем у ингерманландцев. Печную трубу складывали из плоского дикого камня. Сама же крыша делалась из обрезных досок, по краям которых выстругивали желобок для стока воды. Локко С. П. так описывает быт кольских финнов:

Мебель, как и каждодневная посуда, была самодельная: стол вытесан из плах сосны. Миски изготавливались из березового капа, ложки были деревянные и металлические, посуда из бересты. Фарфоровая посуда использовалась в праздники и занимала почетное место в доме. На стене висели медвежья шкура, ружье. Утварь дополняли инструменты и прялка. В отличие от ингерманландцев, в каждом доме кольских финнов были охотничьи лыжи (длиной 2,5 м). — «Финны на Мурмане». – Мурманск: Фонд культуры, 1993.

Взаимоотношения с другими народами

Переселенцы вели изолированный образ жизни и предпочитали не смешиваться с русским населением; в большинстве своём они не подверглись ассимиляции, сохранили культуру, язык и религию. Отношение норвежских и финских колонистов к русским было настороженное: так, вайдо-губские переселенцы ни под каким видом не соглашались принять в свою среду русских колонистов (на п‑ове Рыбачий, лучшем районе Западного Мурмана, в 7 поселениях колонистского общества не было ни одного русского). Такая изолированность с 1870-х годов породила в российской публицистике обсуждение «финской угрозы» интересам государства в северной его части. Из-за охотничьих угодий и мест рыболовства иногда возникали споры с саамами.

Советский период

После революции 1917 года большинство финских колонистов осталось на Кольском полуострове, а приток финнов продолжился. Ленин и его правительство объявили полную поддержку национальным меньшинствам. Большевики, в соответствии с марксистской доктриной, предполагали что колонисты Мурмана, принадлежат к классу трудящихся («трудовое рыбачество») и следовательно должны быть признательны новой экономической и национальной политике. Советская власть установилась на Мурмане после нескольких лет иностранной интервенции. Поэтому, с помощью политики «коренизации» большевики добивались перехода жителей отдаленных районов страны на сторону новой власти. Всего в Ленинградско-Карельском регионе (Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Череповецкая губ. и Карелия) в 1926 году насчитывалось св. 15,5 тыс. финнов. Основная часть диаспоры (71 %) проживала в Ленинградской губернии, и Ленинграде (соответственно 7113 и 3940 чел.), 15 % (2327 чел.) приходилось на Карелию, 11 % (1697 чел.) на Мурманскую губернию. В середине 1920-х в городе Мурманске работало 5 финских школ. В 1930 году в Мурманском округе был образован Финский национальный район. 58 % (1297 человек) населения района в то время имело финское происхождение. Вместе с саамами, норвежцами и шведами они составляли подавляющее большинство населения района — 72 %. Официальными языками в районе были финский и русский. Финские коммунисты (местного и скандинавского происхождения) занимали руководящие посты в этой территориальной единице. Районная газета «Полярный коллективист» (фин. Polarnoin kollektivisti) издавалась тиражом в 500 экземпляров на финском и русском языках. В период коллективизации 1928—1932 годов на базе финских колоний были созданы колхозы: «Похьян Тахтя» («Северная звезда») в Белокаменке, «Риенто» («Стремление») в Ваенге, «Тойсту» («Обновление») в Грязной Губе, «Райя Каластайя» («Пограничный рыбак») в Озерке, «Тармо» («Энергия») в Ура-Губе и «Сойхту» («Факел») в Тюва-Губе. Многие финны и норвежцы покинули Мурман в 20-30 годах XX века.

Репрессии

Первые репрессии власти против финнов были вызваны политикой коллективизации. Последующие локальные переселения финского населения связаны со строительством на Мурмане военно-морских баз Северного флота и советско-финской войной 1939—1940 годов. Радикально изменилась советская национальная политика в 1937 году. В ходе массовых операций в Мурманском крае было арестовано 694 финна, 23 норвежца и 6 шведов или около 20 % взрослого населения этих меньшинств. В административном центре финского района Ура-Губа НКВД арестовало 27 человек — практически весь финский руководящий состав. Летом 1937 года в мурманской прессе развернулась пропагандистская компания против «финского буржуазного национализма» целью которой было объяснить местному населению и администрации массовые аресты финского населения.

«упорно боролись против русского языка, стремясь сохранить финское население в своей национальной обособленности, презирали всё русское то есть советское…» «В этом они имели кое-какой успех … враги народа создали Китайскую стену между финским и русским населением которая не даст возможности финнам расти культурно и вместе со всем советским народом приобщаться к социалистической культуре … только язык Ленина-Сталина, язык революции откроет [финнам] широкую дорогу». — Н.Иванов. «Полярный коллективист»: «За изучение русского языка» 1938.

Новая административная реформа и ликвидация национальных школ на Мурмане осуществлялись одновременно с репрессиями. В 1938—1939 гг. на Кольском полуострове были ликвидированы культурно-национальные автономии финнов, норвежцев и саамов, закрыты все школы меньшинств. Финское издание газеты «Полярный коллективист» было остановлено в январе 1938 году, а сотрудники редакции репрессированы. Одновременно с массовыми арестами и ликвидацией национальных институтов советским правительством были закрыты дипломатические миссии северных стран на северо-западе РСФСР: норвежское консульство в Архангельске, а также финское и шведское консульства в Ленинграде. Дипломатические миссии были местом куда кольские финны, норвежцы и шведы обращались за помощью. До июня 1938 г. Мурманский округ входил в состав Ленинградской области, поэтому арестованные кольские норвежцы, финны и шведы расстреливались в Ленинграде. Жертвы НКВД были реабилитированы советскими и российскими органами правосудия, что доказывает их невиновность. В начале июля 1940 года, после окончания зимней войны и начала нацистской оккупации Норвегии, Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР. Государственными языками в республике были объявлены русский и финский. Финское, скандинавское, балтийское население Мурманской области, считавшееся «политически неблагонадежным элементом», было депортировано летом 1940 года при проведении укрепления государственной границы по приказу наркома НКВД Лаврентия Берии как «инонациональности» во внутренние районы Карелии. В связи с депортацией населения газета «Полярный коллективист» прекратила свой выход. Переселенные в 1941 и 1942 году финны оказались в Сибири на положении административно высланных. 29 декабря 1944 года НКВД СССР издал приказ № 274, согласно которому все эвакуированные финны были взяты на учёт по линии Спецотдела НКВД СССР и УНКД, после чего 9104 гражданина финской национальности получили статус спецпоселенцев. В отличие от ряда других автономий Финский национальный район не был восстановлен после 1953 году. После реабилитации часть финнов вернулась в Кольский край.

Религия

Абсолютное большинство финнов-колонистов — лютеране, приписанные к Ура‑Губскому лютеранскому приходу. Встречаются пережитки дохристианских культов. Так например, священным характером наделяются обыкновенно хозяйственные постройки. Так как с ними связан культ домашних духов, причем при переходе к новым формам жилья культ нередко продолжает совершаться в прежнем жилище. Невзирая на строгий запрет властей в конце 1930-х годов, в финских селениях Мурманского побережья люди продолжали праздновать Рождество. К концу 1930-х годов, в результате репрессивной политики советских властей, деятельность лютеранской церкви на территории Советского Союза была полностью парализована. Все лютеранские церкви и приходы, в том числе финские, были закрыты, священнослужители и активные прихожане подверглись репрессиям, были разогнаны руководящие органы лютеранской церкви.

Современное положение

В 1930-х — 1940-х годах возникшие в конце XIX века анклавы скандинавских и финских общин на Кольском полуострове прекратили свое существование, а созданный колонистами в течение века культурный ландшафт был разрушен. В 1993 году вышло постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации российских финнов. Все репрессированные, даже дети, родившиеся в выселенных семьях, получили справки о реабилитации и «о прекращении дела». В 2002 году количество финнов в Мурманской области составляло около 426 человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Мурманской области проживало 273 финна.

В октябре 2012 года мемориал посвященный жертвам Большого террора с надписями на финском и русском языках предполагалось открыть в Кировске по инициативе финских организаций и российской правозащитной организации Мемориал. По распоряжению местных властей милиция остановила возведение памятника как незаконного.

Культура

Ежегодно в Мурманске проводится День финской литературы.

Значительный вклад в культуру Мурманской области внесли финны Арви Иванович Хуттунен (художник, живописец) и Свен Петрович Локко (3.03.1924-2008, писатель, член Союза писателей России, публицист, художник). Последний посвятил судьбе финских колонистов произведение «Финны на Мурмане».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: