14.12.2020

Лезгины (лезг. лезгияр, лекьер, ед. ч. лезги, лекь) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Также компактно населяют несколько деревень Турции, где живут потомки мухаджиров.

Лезгины говорят на лезгинском языке, входящий в семью нахско-дагестанских языков. Большинство лезгин являются двух- и трёхъязычными; среди них распространены русский и азербайджанский языки (как второй язык).

Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. Меньшинство составляют мусульмане-шииты, представленные жителями с. Мискинджа.

В российском кавказоведении до революции исследователи в этноним «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Причиной такого ошибочного названия послужила древняя Персия, войска которой при экспансии в Дагестан всегда, в первую очередь, сталкивались с лезгинами.

Этноним

Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Античные авторы называют лезгин именем «леки», грузинские — «лекеби», арабские — «лакз».

Термин «лезги» в письменных источниках известен уже с XII века, но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам» и изначально лезгины именовались леги. В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). После 1920 года этноним «лезгины» официально вернулся одному из горских народов Дагестана, известного со второй половины XIX века под ошибочным названием кюринцы. Объясняется это тем, что лезгины — название одного племени Дагестана, а именно кюринского (то есть лезгинского) было постепенно распространено на другие дагестанские племена. А название кюринцы было придумано Петром Усларом специально для лезгин во второй половине XIX века. Об этом писал А. Н. Максимов:

О том, что уже в 1860-х годах термин «лезгин» использовали в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, П. К. Услар пишет:

Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года: «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова, — лезгинская (кюринская) группа дагестанских народов, к котором относятся лезги (лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова)».

М. М. Ихилов в частности писал:

Расселение

Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана (Россия) и на севере Азербайджана, являясь вторым по численности народом Азербайджанской республики. В Дагестане они населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский и Хивский районы, а также проживают в Рутульском и Хасавюртовском районах. По переписи 2010 года, лезгины составили 13,3 % населения Республики Дагестан.

В Азербайджане лезгинское население, в основном, сосредоточено в Кусарском (79,6 тыс., перепись 2009 г.), Кубинском (9,0 тыс., перепись 2009 г.), Хачмасском (24,7 тыс., перепись 2009 г.), Габалинском (16,0 тыс., перепись 2009 г.), Исмаиллинском (8,1 тыс., перепись 2009 г.), Огузском (4,8 тыс., перепись 2009 г.), Шекинском (6,2 тыс., перепись 2009 г.) и Кахском (0,3 тыс.) районах и во всех крупных городах — в особенности, в Баку (24,9 тыс., перепись 2009 г.). По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии ДНЦ РАН, «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)». В онлайновом справочнике «Ethnologue: Languages of the World. Sixteenth Edition» приводится оценка числа носителей лезгинского языка в Азербайджане в размере 178 тысяч со ссылкой на перепись 1999 года. В докладе Министерства Юстиции США за 1993 год «Азербайджан: статус армян, русских, евреев и других меньшинств» приводится мнение о том, что существуют неофициальные оценки численности лезгин в Азербайджане в размере 800 тысяч человек. Лезгинский народ, вероятно, является крупнейшим северокавказским народом, чей ареал расселения после распада СССР был разделён государственной границей (между Россией и Азербайджаном) практически пополам как территориально, так и численно.

Российский этнограф В. А. Тишков считает, что важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал поток «беженцев» из соседнего Азербайджана, вызванный низким экономическим уровнем Азербайджана, полным безразличием к сфере социальной поддержки населения, шовинистической государственной политикой, которая приводит к бюрократической ассимиляции лезгин (проще говоря, их просто записывают «азербайджанцами»), в сочетании с беспредельной коррупцией чиновничества, бедствиями Карабахской войны, оккупацией земель и изгнанием с них до 1 млн азербайджанцев.

* За пределами Кавказа носители кюринского наречия переписью не зарегистрированы, поэтому в качестве численности лезгин России 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по Дагестанской, Кубанской и Терской областях, а также Черноморской и Ставропольской губерниях. ** В качестве численности лезгин Азербайджана 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по Бакинской и Елисаветпольской губерниям, а также Закатальскому округу Тифлисской губернии.

Уже по оценкам 1891 года для территории Кюринского округа Дагестанской области, предваряющим Всероссийскую перепись 1897 года, там насчитывалось около 55 тыс. кюринцев (то есть лезгин). Однако по результатам Первой всероссийской переписи населения 1897 года были получены подробные сведения относительно численности носителей кюринского наречия (вопросы о национальности, этносе, народности и т. п. при Первой всероссийской переписи не задавались, сами эти понятия в то время ещё не обрели современного нам смысла; понятие «наречие», фигурирующее в данных переписи, современные исследователи чаще всего интерпретируют в современных терминах как «родной язык» или «основной язык, на котором говорит опрашиваемый», носителей же кюринского наречия принято отождествлять с лезгинами) и их расселении по территории Российской империи:

  • в Дагестанской области:
    • Кюринский округ — 59 309 (76,35 %), в том числе сел. Касумкент — 905 (89,34 %);
    • Самурский округ — 33 965 (95,32 %), в том числе сел. Ахты — 3173 (99,47 %);
    • Казикумухский округ — 943 (2,08 %);
    • Кайтаго-Табасаранский округ — 350 (0,38 %);
    • остальная часть Дагестанской области — 29 (0,01 %);
  • в Кубанской области — 615 (0,03 %);
  • в Бакинской губернии:
    • Кубинский уезд — 44 756 (24,42 %), в том числе г. Куба — 221 (1,44 %);
    • Геокчайский уезд — 2 045 (1,74 %);
    • Бакинский уезд — 1 235 (0,68 %), в том числе г. Баку — 310 (0,28 %);
    • Шемахинский уезд — 73 (0,06 %);
  • в Елисаветпольской губернии:
    • Нухинский уезд — 8 506 (7,06 %), в том числе г. Нуха — 114 (0,46 %);
    • Арешский уезд — 5 869 (8,72 %), в том числе мест. Агдаш — 84 (15,91 %);
    • Джеванширский уезд — 79 (0,11 %);
  • в Тифлисской губернии:
    • Закатальский округ — 975 (1,16 %), в том числе г. Закаталы — 1 (0,03 %);
    • Борчалинский уезд — 102 (0,08 %).

Доля лезгин по районам и городам России (по переписи 2010 года; указаны муниципальные образования, где доля лезгин в численности населения превышает 5 %):

История

Согласно источникам начиная с первой половины XIII в., область, населённая народами лезгинской языковой группы нахско-дагестанской языковой семьи, известна под названием Лезгистан. В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана».

В начале XVIII века в Восточном Закавказье начинаются антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Азербайджана. Под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721—1728 гг.) восставшие захватывают территорию Ширвана со столицей в Шемахе.

В первой половине XVIII века на некоторое время Персия сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья. После смерти Надир-шаха государство, созданное им, распадается на ряд мелких ханств. В XVI—XVII веках образовались союзы сельских общин, «вольные общества» лезгин (Ахты-пара, Курах-дере, Алты-пара, Докуз-пара, Тагирджал). Лезгины-кубинцы входили в Кубинское ханство; кюринские лезгины были в составе Курахского союза, позже — Кюринского ханства; лезгины-самурцы образовали «самурские вольные общества» Ахты-пара, Докуз-пара и Алты-пара. Другая часть закавказских лезгин были в составе Шекинского ханства. В 1812 году лезгины-кюринцы вошли в состав образованного в Южном Дагестане под российским протекторатом Кюринского ханства, преобразованного в 1864 году в Кюринский округ. Лезгины-самурцы в 1839 году были включены в состав Самурского округа. Основная часть лезгин-кубинцев вошла в Кубинский уезд Бакинской губернии.

В 1930 году шейхом Магомед Эфенди Штульским было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев. В XX веке предпринимались попытки создания республики Лезгистан (независимой, либо как автономия).

7 июля 2012 году, лезгины были приняты в UNPO, а в 2014 году — в Федералистский Союз Европейских Национальных Меньшинств.

Язык

Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Среди лезгин распространены также русский и азербайджанский языки. Лезгины Азербайджана, кроме родного лезгинского, пользуются ещё азербайджанским языком и его письменностью. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский диалекты; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект. Помимо этого, имеются самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский.

В 1905 году царское правительство, с целью облегчения русификации народа, предприняла попытку создать лезгинскую письменность на основах, разработанных бароном П. К. Усларом, в рамках чего в том же году была издана «История восьми пророков, упоминаемых в Коране», а в 1911 году — «Кюринская азбука», однако эта попытка потерпела неудачу. В 1928 году для лезгинского языка был введён латинский алфавит, а в 1938 году — новый алфавит на основе кириллицы. В основу литературного лезгинского языка лёг гюнейский диалект кюринского наречия.

Религия

Верующие лезгины исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба, меньшинство — ханафитского мазхаба. Исключение составляют жители селения Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, которые являются шиитами (джафаритский мазхаб).

Антропология

Народ относятся к европеоидной расе (кавкасионский тип с примесью каспийского подтипа).

  • Для кавкасионов-лезгин характерны сравнительная удлинённость лица, более выраженная пигментация, развитый третичный волосяной покров.
  • Рост — высокий.
  • Цвет волос: чёрные (53,49 %), тёмно-русые (30,23 %), светло русые (16,28 %).
  • Характерны тёмные, светлые и смешанные цвета глаз. Несравненно чаще, чем глаза светлых цветов, встречаются переходные (37 %), средние цвета, указывающие на смешанность типа. Такие глаза нередко дают впечатление зелёного цвета.
  • Брахикефалия (черепной указатель — 84-85).
  • Черты лица — угловатые. Скулы — широкие, но незаметные.
  • Нос — длинный, широкий. Профиль — прямой, вогнутый и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально, иногда приподнят или загнут вниз.
  • Подбородок — острый, прямой, часто — выступающий.
  • Выпуклый затылок.

Генетика

Согласно генетическим исследованием к. б. н. Б. Юнусбаева, лезгины являются носителями следующих гаплогрупп:

  • J1 — 58 %;
  • R1b — 16 %;
  • G2 — 10 %;
  • I1 — 9 %;
  • E1b1b — 6 %.

По данным д. б. н. О. Балановского в результате исследования 81 пробанта (опубликованным в 2011 году), лезгины являются носителями следующих гаплогрупп:

  • J1* — 44,4 %;
  • R1b1b2 — 29,6 %;
  • G2a* — 12,3 %;
  • R1a1a — 3,7 %;
  • T — 2,5 %;
  • J2* — 2,5 %;
  • N1c1 — 1,2 %;
  • L2 — 1,2 %;
  • G2a1a — 1,2 %;
  • E1b1b1 — 1,2 %.

Культура и быт

В материальной культуре лезгин, особенно азербайджанских, заметно влияние культуры Азербайджана.

В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец — зарб макьам, а также медленные плавные танцы ахты-чай, перизат ханум, усейнел, бахтавар.

Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах.

Кухня

Основа традиционной пищи — растительная (зерно, бобы) и мясо-молочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хьаре. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги (афарар) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога, цкӏан. Популярны хинкал, суп с мясом (шурпа), голубцы, шашлык. Мясо использовали как в свежем, так и сушёном виде; значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тӏач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зёрен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки), иситӏа (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша).

Лезгинский костюм

Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была её уменьшенной копией.

Танцевальное искусство

Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа.

В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередуя медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он, стоя на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Неслучайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово «лек» (лезг. лекь) означает «орёл».

Литература

Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос «Шарвили», который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к XI—XII вв.. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает своё творчество поэт-ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким «Гомером XX века». Поэт своим творчеством поднял лезгинский фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами.

Серия «Народы СССР» (лезгины), почтовая марка СССР 1933 года

Культура жилья

Основной тип поселения у лезгин — селения («хуьр»). Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум). Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким, где собирались жители (мужская его часть) на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села.

Лезгины в филателии

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Несколько марок посвящены народам Кавказа, в том числе и одна — лезгинам.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: