Железнодорожный транспорт в Албании находится в ведении албанской национальной железнодорожной компании Hekurudha Shqiptarë (HSH, Албанские железные дороги). На железных дорогах Албании используется стандартная европейская колея размером 1435 мм. Локомотивы всех поездов — дизель-электрические, произведены чешской компанией ČKD.

История

Первая линия со стандартной колеёй Дуррес — Пекини была построена в 1947 году, хотя ещё во время Первой мировой войны и в послевоенные годы были построены несколько узкоколейных дорог. Существовало железнодорожное сообщение с Черногорией — Железная дорога Подгорица — Шкодер с конечной станцией в Албании Байзе.

Железнодорожная система страны сильно и широко поддерживалась Энвером Ходжей, при котором власти почти везде запрещали пользоваться частным транспортом. После 1947 года началось массовое строительство дорог со стандартной колеёй — Албания была единственной страной, где дороги со стандартной колеёй не существовали. К 1987 году были построены 677 км железных дорог, которые соединили столицу и крупные промышленные города.

После падения коммунистического режима железнодорожная сеть пришла в упадок. При этом значительно выросло число автомобилей, начал активно развиваться рынок автомобильных и автобусных перевозок. В настоящее время состояние железных дорог плачевное, поскольку большая часть перевозок между Тираной, Дурресом и другими городами осуществляется по автодорогам. Некоторые станции и железная дорога между Дурресом и Тираной сейчас находятся на реконструкции.

Хронология

  • Ноябрь 1947: открытие первой железной дороги со стандартной колеёй Дуррес — Пекини.
  • Июнь 1957: ввод в эксплуатацию дизель-электрических лоокомотивов.
  • Июль 1973: достроена железная дорога Эльбасан — Прреньяс, идущая через горы.
  • Сентябрь 1986: открыт первый международный участок в СФРЮ (в СР Черногорию.
  • 2000: приватизация HSH.

Наши дни

Действуют несколько регулярных сообщений: между Подгорицей и Шкодером по выходным (с албанской и черногорской стороны), между Дурресом и нефтеперерабатывающим заводом в Баллше (раз в неделю). Смешанные поезда ходят по дорогам Тирана — Шкодер и Дуррес — Эльбасан. Код UIC — 41, индекс — AL.

Действующие дороги

  • Шкодер — Мила — Вора — Дуррес — Рогожина — Фиери — Влёра
  • Рогожина — Эльбасан — Либражд

Закрытые

  • Кашар — Тирана: закрыта с сентября 2013 года. Станция в Тиране снесена в связи со строительством новой дороги, теперь осуществляется автобусное сообщение в рамках железнодорожного сообщения между Дурресом и Тираной.
  • Милот — Рубик — Ррёшен: частично снесена с целью восстановления железнодорожного сообщения с Черногорией (к АЭС Клос), однако дорога не была достроена.
  • Либражд — Поградец: закрыта для пассажирских перевозок в 2012 году, все поезда перегнаны в Эльбасан. Дорогу планируется убрать, поскольку она не ведёт в крупные города.

Статистика

Использование железнодорожной сети в Албании снижается ежегодно. Ниже представлена статистика до 2013 года.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: