Современные антифрикционные металлокерамические материалы представляют собой пористые тела, состоящие из зерен металла и графита. Металл составляет основу, графит служит антифрикционной добавкой. В качестве основы в современных металлокерамических материалах применяют железо, оловянистую бронзу, сплавы на алюминиевой основе. Таким образом, пористые металлокерамические материалы состоят из зерен металла, зерен графита и пор, заполненных маслом.
Металлокерамические подшипники могут работать при очень высоких скоростях и при этом без принудительной смазки. Наличие таких высоких антифрикционных свойств пористых подшипников обусловливается содержанием в них свободного графита и пор, заполненных маслом.
Аналогичную графиту роль может играть дисилицид молибдена MoSi2, который в последнее время находит все более широкое применение для использования в деталях трения.
Как уже отмечено ранее, высокие антифрикционные свойства пористых металлокерамических подшипников создаются добавками графита или силицида молибдена. Причина такого влияния этих добавок кроется в том, что и графит, и силицид молибдена имеют слоистое строение. Силы связи между атомами, расположенными в одной плоскости, в такой решетке значительно вышe сил связи между отдельными атомами, расположенными в различных плоскостях, и поэтому графит обладает незначительной величиной контактного сдвига и легко поддается деформации. В последнее время проведены экспериментальные работы, показывающие, что немалую роль играет также воздух, наполняющий поры графитовых частиц; удаление его путем вакуумирования ухудшает антифрикционные свойства графита.
Аналогичными свойствами обладает и дисилицид молибдена, и другие вещества, обладающие аналогичным строением кристаллическо решетки.
Важным вопросом эксплуатации пористых подшипников является их самосмазывание в процессе эксплуатации. Масло, находящееся в порах, удерживается в них капиллярными силами. Если эти силы малы, то масло удерживается плохо и активно вытекает из пор при работе подшипников, что дает возможность получить благоприятные условия работы подшипника, но зато подшипник сможет работать более короткое время. Если капиллярные силы велики, то масло в процессе эксплуатации подшипников может долго в них удерживаться, но зато ухудшаются условия смазки трущихся поверхностей.
На величину капиллярных сил оказывают влияние многие факторы, в частности, величина пор и степень смачиваемости материала подшипника маслом. Чем мельче поры и чем выше смачиваемость, тем сильнее проявляются капиллярные силы.
Очень важным фактором является равномерное распределение графита среди металлических частиц. Для обеспечения равномерного распределения графита необходимо, чтобы последний имел высокую степень дисперсности.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: