Системой открытой разработки называют безопасные и экономичные способы осуществления определенного комплекса вскрышных, добычных и других горных работ, обеспечивающих плановую производительность карьера при рациональном использовании запасов месторождения.
В основу классификации систем разработки месторождений открытым способом в России принимают способ производства наиболее трудоемких вскрышных работ (предложение проф. Е.Ф. Шешко и чл.-корр. АН России Н.В. Мельникова).
Классификация систем открытой разработки по способу производства вскрышных работ, широко используемая в промышленности, представлена в табл. 66 и на рис. 9.
Выбор системы разработки с учетом целесообразных способов вскрытия является одним из наиболее важных и сложных вопросов открытой разработки. От правильного решения этого вопроса зависят технико-экономические показатели открытой разработки. Во многих случаях выбор системы разработки предопределяется горно-геологическими условиями разработки и возможностью применения соответствующих машин.
Системы разработки при открытом способе работ

Наибольший удельный вес в горнорудной промышленности России имеют транспортные системы с применением рельсового или автомобильного транспорта. Транспортные системы могут применяться при любых формах, любой глубине и при любой крепости пород,
Рельсовый транспорт применяется в настоящее время на большинстве железорудных карьеров России (Магнитогорский, Бакальский, Высокогорский, Гороблагодатский и др.) и частично на карьерах по добыче руд цветных металлов (Коунрадский, Норильский и др.). Автомобильный транспорт применяется на многих новых карьерах (Зыряновский, Сибаевский, Блявинский, Джезказганский и др.).
При перемещении пород на ограниченное расстояние автотранспорт имеет ряд существенных преимуществ перед рельсовым транспортом (возможность применения значительных уклонов и малых радиусов закруглений позволяет сократить объем вскрышных работ).
Системы разработки при открытом способе работ

В связи с выпуском новых мощных автосамосвалов грузоподъемностью до 40 т автотранспорт получит в ближайшие годы еще большее применение.
Бестранспортные системы в России имеют сравнительно малый удельный вес, так как применяются при строго определенных условиях разработки; в основном при разработке горизонтальных или весьма полого залегающих месторождений ограниченной мощности. При применении перевалки пород вскрыши консольными или мостовыми отвалообразователями покрывающие породы должны быть мягкими (рыхлыми). Выемка породы в этом случае обычно производится многочерпаковыми экскаваторами.
Эффективность таких систем высокая, так как полностью отпадают затраты на перемещение пустой породы или эти затраты составляют незначительную величину (при использовании транспортно-отвальных мостов порода от забоя перемещается конвейером на короткое расстояние в отвал). Достаточно отметить, что средняя стоимость 1 м3 вскрыши по ряду угольных разрезов в России составила при транспортно-отвальных системах 1 р. 30 к., а при транспортных системах 3 р. 14 к. (241%).
Применение бестранспортных систем или систем с перевалкой вскрыши консольными и мостовыми отвалообразователями в сочетании с работой многочерпаковых или роторных экскаваторов позволит в условиях, соответствующих этим системам, значительно повысить эффективность открытого способа работ. В этом случае работы могут применяться при высоком коэффициенте вскрыши — 12—15 и более.
Системы с перевалкой пород успешно применяются на Керченском железорудном месторождении и запроектированы при разработке ряда новых месторождений — никопольских марганцевых руд, бурых углей в Украине и др.
При бестранспортных системах разработки переэкскавация породы чаще производится экскаватором — драглайном, располагаемым на нижнем уступе вторичного отвала или на первичном отвале
При проектировании разработки горизонтально залегающих месторождений открытым способом широко используются установленные советскими учеными схемы бестранспортных систем применительно к различным условиям залегания.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: