Лигнин заменит битум — ждёт ли строительную отрасль революция?
» » Лигнин заменит битум — ждёт ли строительную отрасль революция?

20.08.2020

В 2015 году на заседании Американского химического общества (ACS) группой исследователей Slaghek был зачитан доклад о возможности использования лигнина в битумосодержащих асфальтобетонных и герметизирующих смесях. Журналистами доклад был подан как анонс грядущего всемирного отказа от битума в пользу лигнина, но...так ли это, и действительно ли строительную сферу ожидает небольшая революция?

Сферы применения битума

Основное применение битума ограничивается тремя отраслями: производство асфальта, строительные работы и изготовление кровельных материалов. Убедиться в этом несложно, если пройти по ссылке https://rpstroi.ru/catalog/bitum/ и ознакомиться с каталогом от компании «РосПолимерСтрой». В асфальтоукладочной сфере битум применяется как вяжущий материал, а в строительно-кровельной области — как гидроизолирующий.

Это стало возможным благодаря двум основным физико-химическим свойствам битума:

  • высокая адгезия (способность сцепления с разными типами поверхности);

  • механическая и температурная устойчивость при остывании.

Получается, что лигнин, предлагаемый как замена битуму, должен обладать аналогичными характеристиками, но обладает ли он ими?

Что такое лигнин и о чём не рассказали журналисты

Лигнин — это полимерное вещество, которое содержится в клетках растений, «связывая» растительные компоненты вместе и придавая им прочность. Молекула лигнина имеет химическое строение, практически идентичное молекуле битума, что и натолкнуло исследователей на мысль о замене битума более экологичным аналогом.

Казалось бы, судьба битума предрешена, однако, если детальнее вчитаться в текст доклада ACS, то всплывает любопытная деталь, которую случайно или намеренно пропустили СМИ — в ходе практических исследований было установлено, что лигнин не способен заменить битум, а может лишь улучшить характеристики конечного продукта (кровли или асфальта).

Так, 100-метровый образец асфальтовой дороги, сделанный группой Slaghek, выдерживал гораздо более высокие температуры, не подвергаясь размягчению при сильной летней жаре. Вот только в ходе исследований лигнин использовался как добавка, а значит, вся громкая история о замене битума — всего лишь журналистское преувеличение.

Революция отменяется?

Очевидно, что да — лигнин не вытеснит битум с рынка, но может способствовать появлению новых лигнин-битумных смесей с улучшенных свойствами. А вот когда строительная отрасль увидит подобную новинку — этот вопрос пока остаётся открытым...


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: