С увеличением толщины брони приходилось увеличивать и калибр дульно-зарядных орудий, так как единственным способом увеличить пробивное умение таких пушек представляло увеличение их размеров.

К 1865 году возникли 203-мм (8-дюймовые) орудия весом 7 тонн, потом 288-мм (11-дм) пушки в 12 тонн. В 1873 году английская фирма «Армстронг» создала первое 40б-мм (16-дм) орудие весом 80 тонн! Потом через 5 лет она же построила восемь 450-мм (l7,7-дм) 100-тонных дульнозарядных орудий (с длиной ствола20 калибров, т.е. 9 метров) для итальянских броненосцев «Dandolo» и «Dui lio» ! Они выбрасывали снаряды массой 854 кг с начальной скоростью (в зависимости от порохового заряда) 454-509 м/сек. Но скорострельность не превышала одного залпа в 15 минут! Первые казнозарядные орудия оставались короткоствольными, увеличение их мощи тоже достигалось за счет роста калибра. Например, броненосцы британского флота «Benbow» (1 885 г.), «Nictoria» (1887 г) и «Sans Pareil» (1887 г.) несли по две 41 3-мм пушки (16,25 дм) массой 110 тонн каждая! Но боезапас этих чудовищ, созданных британской фирмой «Армстронг» , не превышал 30-40 снарядов, а ствол приходил в негодность уже после 80-85 выстрелов. В ХХ веке венцом этой столетней линии развития корабельной артиллерии стали сверхпушки японских линкоров «Ямато» и «Мусаси» , вступивших в строй, соответственно, в декабре 1941 и в августе 1942 года. Эти корабли обладали самым большим водоизмещением, самой толстой броней и самыми большими пушками среди всех линейных кораблей мира.

Калибр японских пушек достиг 460 мм (18,1 дм), длина ствола - 20,56 метров (45 калибров) . При угле возвышения 45 градусов они посылали снаряды весом 1462 кг на расстояние 42 километра! На дистанции 15 миль (27, 8 км) эти снаряды могли пробить палубную броню толщиной 400 мм, которой не было ни у одного корабля в мире. Скорострельность достигала трех выстрелов в каждые две минуты.

Девять таких орудий находились в трех башнях, по три в каждой. Вес одной башни с пушками составлял 2530 тонн, а трех вместе - 7590 тонн (10,8% от полного водоизмещения корабля, составлявшего 70 тысяч тонн).

Однако сами японские моряки считали эти бронированные гиганты совершенно бесполезными. Они не сделали ни одного выстрела по линкорам и крейсерам противника, и пошли на дно от торпед и бомб американских самолетов. «Мусаси» затонул24 октября 1944 года, получив попадания 11 торпед и 20 крупных авиабомб. Он находился в строю всего лишь 22 месяца. « Ямато» разделил его участь 7 апреля 1945 года, на 40-м месяце службы. Причиной гибели стали 10 авиационных торпед и 23 бомбы крупного калибра.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: