» » Облицовка, как средство доказательства
03.04.2017

Облицовка, как средство доказательства


Традиционным средством доказательства преступлений вплоть до конца XIX века был обычай облицовка (лицо). Делалось это личным заверением лица, то есть вещественного доказательства, еще до начала суда кем-либо из односельчан или сельской старшины. Таким доказательством могли быть разные приметы — метки на украденных вещах, надрезы ушей у скота и тому подобное. Показаниями драки или нападения принимались синяки и раны на теле.

У прелюбодеев за знак облицовки снимали что-то из одежды (шапку, наметку, ожерелье), подрезали ее полы и т. д. С облицовкой связан и такой обычай: когда старшие односельчане за плохие поступки подростков забирали какую-то их одежду и передавали, упрекая, родителям. Если в чьей-то хате находили лицо, то обычай, известный со времен «Русской Правды», позволял обиженному или же нанятому свидетелю проводить процедуру обыска — так называемые тряски дома подозреваемого в преступлении.

Конечно, все шли, потому что так положено. В присутствии сельского старосты и десятских происходил обыск.

Если хозяин не давал согласия этого делать, то платил определенный ущерб и, в свою очередь, имел право продолжать искать вора. Когда вещественных доказательств было недостаточно, прибегали к психологическому давлению истца на обвиняемого.

Одним из таких древних обычаев было заведение или метание. Истец бросал перед судьями шапку, а обвиняемый обязан был «приставить» и свою. Если истец не доказывал свою правоту, он терял то, что было скрыто под шапкой — обычно это были деньги.

Обряд с шапкой символизировал залог головы, то есть всей жизни и имущества.