Положения научно-обоснованной региональной политики изложены в работе. Они носят общий характер, но в значительной мере базируются на регионе Донбасса.
На Западе наука регионального анализа и региональная политика существуют много десятилетий. Причем базой ее являются экономические проблемы.
С разрушением централизованной системы управления и формированием рыночных отношений меняется роль всех субъектов хозяйствования Украины, в том числе и регионов. Возникают противоречия между Центром и регионами, что имеет экономические причины в переходный период, и это характерно не только для Украины.
Потребность в разграничении функций хозяйственного управления больше всего ощущают на себе территории с большим экономическим потенциалом. Это объективная потребность рыночных принципов организации производства.
Ключевым вопросом любых экономических программ, особенно структурной перестройки, является вопрос источников финансирования. Рассчитывать на серьезное централизованное финансирование ни сейчас, ни в ближайшем будущем не приходится. Решение проблемы поиска источников инвестирования возможно при создании механизмов интеграции на территории инвестиционных ресурсов, концентрации их на приоритетных производственных и социальных проектах.
Суть теории региональных циклов состоит в том, что все стадии общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) имеют определенные пространственные границы, различные для разных видов производства.
Исследования, выполненные под руководством Р.И. Шнипера по межотраслевым балансам Сибири и Дальнего Востока, показали, что территориальные границы воспроизводственных циклов могут быть подразделены на три типа: имеющие национальные границы, границы в рамках крупного экономического региона и локальные. Анализ этих типов показал, что большинство хозяйственных процессов замыкается на региональном уровне.
Впервые раздел по региональной экономической политике появился в Плане экономических реформ в Украине в конце 1993 г. Это уже означало определенный сдвиг от практики размещения производительных сил (то есть, распределения по территориям решений центрального руководства) к региональной экономической политике как самостоятельному активному элементу управления социально-экономическими процессами.
Экономически и географически разные регионы Украины имеют разные перспективы взаимодействия с внешним миром, кооперации и хозяйственного сотрудничества. Опираясь на разный природно-ресурсный и демографический потенциал, а также историческое тяготение к взаимодействию с прилегающими территориями, можно ожидать, что оформится несколько типов региональных подходов к осуществлению экономических реформ в разных частях Украины.
В рыночной экономике уровень социального развития региона обусловлен, прежде всего, занятостью работников, уровнем доходов населения. Более высокие занятость и уровень доходов населения означают более высокую доходность хозяйственного комплекса региона и в совокупности определяют налоговую базу его бюджета, а значит, и возможность развития социальной инфраструктуры.
Государственная программа структурной перестройки должна учитывать не только возможности механического перелива рабочей силы из одних секторов и отраслей экономики в другие, но и создания условий выравнивания уровней доходов в этих секторах и отраслях. Наиболее эффективным направлением такого выравнивания является создание новых высокотехнологичных рабочих мест, где требуются работники высокой квалификации.

В современной ситуации концепция программы структурной перестройки хозяйства региона и механизм ее реализации должны быть иными, чем в централизованно управляемой экономике, соответствовать условиям рыночных отношений, в которых при осуществлении структурных преобразований в хозяйственном комплексе региона исходят из совершенно иной роли государства в регулировании экономики, большей ориентации на собственные возможности регионов и их самоуправление, а также из преимущественно экономических методов управления.
Государство должно принимать финансовое участие в тех проектах программы, которые имеют общерегиональную направленность и не несут выгоду для инвестирования ни для одного из конкретных отраслевых комплексов (развитие современной системы связи, транспортных коммуникаций, улучшение экологических условий жизнедеятельности, развитие социальной инфраструктуры и т.п.). Государственная программа должна определять общие задачи, приоритеты и рекомендации, определять генеральную линию экономического и социального развития региона в виде общих целей при минимизации количественных показателей.
В работе предложено реструктуризацию экономики рассматривать в двух аспектах: по горизонтали - в региональном (межотраслевом) аспекте, с точки зрения изменения соотношения различных отраслей в экономике; по вертикали - с учетом прогрессивного изменения структуры производства действующих предприятий с ориентацией их на выпуск конкурентоспособной продукции, предназначенной для насыщения потребительского рынка региона, поставки продукции за его пределы. Для решения указанной двуединой задачи требуется определить региональные и отраслевые (производственные) приоритеты (рис. 137).
Региональные приоритеты структурной перестройки предусматривают предоставление преимуществ на данном этапе определенным отраслям, видам деятельности, формам собственности и хозяйствования региона с целью эффективного использования природного и экономического потенциала региона и решения необходимых социально-экономических проблем.
О государственной региональной политике

Анализ социально-экономического и экологического состояния региона позволяет вычленить актуальные для его эффективного функционирования приоритеты. Совокупность приоритетов на региональном уровне целесообразно условно классифицировать на две группы: социально-экономические и экологические.
В особую группу на региональном уровне выделены экологические приоритеты, реализация которых направлена на обеспечение условий снижения выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов неочищенных сточных вод в водоемы. Значимость экологических приоритетов в регионе исключительно велика. Объясняется это тем, что экологическая обстановка здесь обоснованно может быть определена как чрезвычайная: техногенная нагрузка на единицу территории в Донецкой области в 4 раза превышает среднюю по Украине,
В результате выполненного детального анализа технико-экономического и социального состояния предприятий хозяйственного комплекса Донбасса научно обоснована и предложена система качественных приоритетов и их количественные ориентиры по отраслям региона.
Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе и проведения активной структурной политики предполагает наличие следующих условий:
На региональном уровне
- наличие программ экономического и социального развития региона. В них должны быть обоснованы приоритетные направления экономического и социального развития в кратко-, средне- и долгосрочном периодах; система взаимоувязанных инвестиционных проектов в приоритетных и смежных отраслях; дана социальная и экологическая оценка предложенных проектов, прогноз результатов, последствий выполнения программы и варианты перспективных структурных сдвигов в хозяйственном комплексе региона;
- орган государственного управления, ответственный за разработку и реализацию инвестиционной программы развития региона, осуществляющий координацию и регулирование инвестиционной деятельности в регионе;
- механизм формирования необходимых для активной структурной и социальной политики бюджетных ресурсов, за счет которых возможно прямое финансирование проектов социального и экономического развития региона;
- финансово-кредитные институты, способные мобилизовать финансовые ресурсы региона (предприятий, населения, государственных организаций), сконцентрировать их на важнейших проектах и направлениях структурного развития, привлекать предприятия региона (коммерческие и государственные) к осуществлению проектов развития региона, активизировать и стимулировать их инвестиционную деятельность путем оказания им соответствующей инвестиционной помощи;
- наличие у региональных органов необходимых прав и полномочий по предоставлению льгот и поощрений (налоговых, амортизационных и т. п.) предприятиям и хозяйственным структурам, участвующим в структурном развитии региона;
- расширение компетенции региональных органов путем делегирования соответствующих полномочий в области проведения экономической политики.
На общегосударственном уровне:
- наличие концепции регионального развития Украины, определение приоритетных направлений и целей регионального развития, разработка и формирование механизма согласования региональных и общегосударственных интересов экономического и социального развития;
- разработка и принятие мер по регионализации экономической реформы в Украине с целью учета специфики регионов в общегосударственной структурной, инвестиционной, финансовой, социальной и внешнеэкономической политике и переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы, использовании природных ресурсов;
- механизм формирования бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов и фондов на общегосударственном уровне для содействия развитию регионов и привлечения регионов к решению задач общенационального экономического и структурного развития, выработка форм инвестиционного участия государства в развитии регионов;
- принятие системы нормативных актов, необходимых для проведения региональной политики.
На уровне предприятий
- создание финансовых и экономических условий, направленных на оживление инвестиционной деятельности предприятий;
- формирование в процессе приватизации общегосударственной собственности многоотраслевых хозяйственных структур, концернов, способных мобилизовать значительные ресурсы для инвестиционной деятельности и выполнять роль лидеров научно-технического прогресса;
- создание условий для развития форм горизонтального взаимодействия, координации и объединения усилий предприятий по структурной перестройке промышленности и решению социальных проблем.
Главными формами инвестиционного участия государства в социально-экономическом развитии регионов являются финансовое и налоговое регулирование; индикативное планирование, подкрепленное экономическими стимулами - стимулирование отечественных и иностранных инвесторов путем инвестиционных компенсаций, налоговых льгот, льготных кредитов; предоставление налоговой скидки на «истощение недр»; установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для структуры региональной экономики.
С использованием научно-методических положений, представленных в работе, были заложены основы для разработки «Программы неотложных мер по решению важнейших социально-экономических вопросов» (обусловила появление первых элементов стабилизации в Донецкой области), среднесрочной «Программы экономического и социального развития Донецкой области на 1998-2000 г.г» (позволила возобновить инвестиционную деятельность в приоритетных областях промышленности) и, наконец, долгосрочной «Программы научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года» (далее - Программа-2020).
Последняя из названных программ разработана и выполняется совместно с Национальной Академией наук Украины.
Основные направления Программы-2020:
- формирование наукоемких производственных процессов для приоритетных областей экономики;
- разработка ресурсо-, энергосберегающих и экологически чистых технологий;
- разработка современных информационно-индустриальных технологий и техники для электроэнергетики, машиностроительной, а также легкой, пищевой и других отраслей промышленности с быстрым оборотом капитала;
- разработка техники и технологий комплексного использования минерального сырья и промышленных отходов;
- внедрение высокорентабельных инновационно-инвестиционных проектов, которые способны обеспечить устойчивое развитие, быструю окупаемость вложенного и накопление собственного капитала, положить начало прогрессивным изменениям в структуре производства и тенденциях его развития;
- создание конкурентоспособных обрабатывающих производств с соответствующим научным сопровождением, технологическое и техническое обновление базовых отраслей экономики;
- содействие созданию и функционированию на территории области технопарков и других инновационных структур;
- подготовка специалистов и научных работников по приоритетным направлениям научно-технологического развития;
- создание новой системы управления развитием производительных сил региона по инновационной модели развития экономики.
Предварительная экспертиза базы научно-технических проектов, поданных в Программу-2020 научными организациями, показала высокий инновационный потенциал отечественных научных разработок (табл. 25), возможность создания на pix основе конкурентоспособных промышленных технологий.
О государственной региональной политике

В рамках Программы-2020 разработана «Програма перспективного роз-витку підприємств металургійного комплексу Донецької області до 2010 року», которая фактически является Региональной среднесрочной программой.
В Региональной программе поставлены задачи повышения конкурентоспособности продукции металлургических предприятий Донецкой области за счет снижения себестоимости продукции и повышения ее качества, что должно быть обеспечено модернизацией предприятий, выводом из эксплуатации устаревших агрегатов, расширением сортамента продукции, резким снижением затрат материальных и энергетических ресурсов.
По каждому из крупных металлургических предприятий области совместно с их работниками разработаны мероприятия, позволяющие решить указанные задачи, определены затраты и установлены сроки реконструкции. Были запланированы и объемы производства по основным видам металлопродукции (табл. 26).
В определенной мере ход работ по техническому перевооружению предприятий черной металлургии Донецкой области освещен в обзоре. Отмечено увеличение объемов производства всех основных видов металлопродукции, освоены новые для предприятий виды продукции.
О государственной региональной политике

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: