Ранее нами даны материалы о поддержке государства в критические периоды функционирования черной металлургии. Автор работы считает, что доминирующей формой международных отношений в производстве стали в настоящее время является протекционизм. Он проявляется в разных формах. Наиболее яркой из них является прямой протекционизм, выражающийся в ограничениях на импорт металлопродукции.
Наиболее мощная волна протекционизма прошла в 2002 г. Началась она в США. В марте 2002 г. введено трехлетнее ограничение на импорт металлопродукции в виде тарифов и квот. По ассортименту они захватывали более 75% общего объема импорта стали в США в 2001 г. В качестве ответной меры на решение США Евросоюз в конце марта 2002 г. объявил о введении защитных мер против импорта стали в страны сообщества в виде тарифной квоты. За ними приняли эти меры страны Юго-Восточной Азии, Китая, Южной Америки введением импортных пошлин в размере 35-50%.
Все это крайне негативно сказалось на черной металлургии Украины, примерно 80% продукции которой экспортируется.
В ЕС для предприятий, выводивших из эксплуатации устаревшее оборудование, выделялась помощь для частичной компенсации затрат. За период с 1980-1985 г.г. из фондов государственной поддержки на эти цели было израсходовано около 46 млрд. долларов США. Мощности в прокатном производстве уменьшились на 27 млн.т (на 16%), численность персонала сокращена на 170 тыс. человек (на 28,4%). В 1986 г. было принято решение о продлении режима квотирования производства, и этот период продолжался до 1991 г.
Период, предшествовавший приватизации в Украине, характеризовался значительными объемами морально устаревшего и физически изношенного металлургического оборудования, высокими материальными издержками при производстве продукции, низкой производительностью труда, потерей управляемости в отрасли, нарушением внутренних и межгосударственных связей.
Из-за стагнации внутреннего рынка металлургическая отрасль вынуждена была ориентироваться на внешние рынки, где неизбежна конкуренция с производителями металлопродукции из стран Запада. Следует отметить, что в себестоимости металлопродукции стран ЕС доля материальных затрат на производство металлопродукции на 20-25% ниже, чем в металлургии Украины.
На практике оказалось, что вхождение в рыночные условия само по себе в действительности не обеспечивает повышение эффективности хозяйствования, а также опровергает тезис (также не подтвержденный в мировой практике) о том, что государство не может быть эффективным управленцем и собственником.
Общей задачей государственной промышленной политики является создание налоговых, кредитно-финансовых и других условий, способствующих эффективной работе товаропроизводителей и ускоряющих процесс формирования цивилизованного рынка, в первую очередь внутреннего. При этом металлургический комплекс должен рассматриваться не как совокупность предприятий с их экономическими, техническими и производственными проблемами, а как система, которая, в свою очередь, является одним из ключевых элементов в общей экономической системе государства. Наличие государственного управления, использующего системный подход к анализу ситуации в отрасли и межотраслевых взаимодействий, позволит также избежать ошибок в формировании концепции развития и наиболее рациональными путями достигнуть стоящих перед отраслью целей.
В Украине имеется успешный опыт господдержки предприятий черной металлургии - экономический эксперимент, который достаточно подробно описан нами в первой главе. Его успехи очевидны. В 2000 г. рост промышленного производства в Украине увеличился почти на 13%, а объем производства предприятий участников эксперимента вырос на 53,6%.
Активный выход металлопродукции Китая на рынки Юго-Восточной Азии, а теперь уже и Европы, создал большую угрозу экспорту проката Украины в эти регионы. Уже в октябре 2008 года резко сократились заказы на готовый прокат, что привело к остановке или снижению загрузки значительного числа прокатных станов. Это возможно было предвидеть. Так, в работе профессора ДонНТУ Ф.Е. Долженкова, опубликованной в 1999 г. указывалось на опасность чрезвычайно высокой доли экспорта и на основании того, что ГМК является наиболее энергоемкой отраслью, а собственных энергоносителей в стране недостаточно, предлагалось постепенно снизить объем экспорта до 10%, соответствующей международной нормы экспорта. Он предлагал также экспортировать (как временное явление) заготовку для необходимости приобретения средств на осуществление реконструкции предприятий и установить предельные объемы и специализацию производства по каждому крупному предприятию, используя при этом систему льгот и налогов.
В работе В. Власюка, вышедшей в 2007 г., указывается на вызов Китая, который крайне пагубно скажется на объемах экспорта металлопродукции Украины. Между 1999 и 2007 г.г. проблема большой доли экспорта поднималась несколько раз, но реакции на нее практически не было.
Лишь несколько металлургических предприятий вкладывали большие средства в модернизацию. Это, в первую очередь, ЗАО «ММЗ «ИСТИЛ (Украина)», ОАО «Алчевский металлургический комбинат», в какой-то мере ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича» и «АрселорМиттал Кривой Рог».

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: