06.02.2015

К наиболее значимым параметрам мини-завода относятся номинальный объем годового производства, единичная мощность плавильных агрегатов, их число. Для современных мини-заводов выбор оптимальных значений этих параметров во многом определяется стратегией поведения конкретного предприятия на рынке металлопродукции с учетом региональной ситуации на рынке сырья (в первую очередь, металлолома), энергетических и сырьевых ресурсов, географического положения (с точки зрения транспортных затрат), условий для эффективной работы на внутреннем рынке (наличие льгот или ограничений со стороны государства) и перспектив развития предприятия в будущем.
Для идентификации стратегий мини-заводов с учетом специфики металлургической отрасли использована методика оценки, которая предполагает классификацию объектов по конкурентному преимуществу. На основе этого подхода стратегию можно формировать в следующих направлениях: минимизация издержек, специализация в производстве продукции, фиксация определенного сегмента рынка.
Стратегия минимизации издержек производства и реализации продукции направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат по некоторым важным статьям себестоимости продукции. Доминирующую роль в этом играют технологические аспекты производства, что подразумевает строгий контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, тщательную проработку новой продукции, пониженные сбытовые и рекламные издержки. Залогом успешной работы таких заводов становятся постоянный поиск новых технологий, направленный на улучшение качества и товарного вида продукции, непрерывная модернизация основных агрегатов.
Мини-завод может использовать эту стратегию при следующих условиях:
- преобладает ценовая конкуренция;
- различия в принадлежности металлопродукции к конкретному заводу малозначимы для покупателей;
- металлопродукция стандартизована и сертифицирована в соответствии с международно признанными нормами, и покупатель может приобретать её у различных производителей;
- имеется доступ к дешевым источникам сырья, рабочей силы или другим источникам снижения себестоимости продукции.
Стратегия специализации в производстве продукции предполагает концентрацию усилий предприятия на определенном сегменте рынка. В отличие от стратегии минимизации издержек здесь нет стремления охватить весь рынок. Специализация в производстве заключается в придании выпускаемой продукции определенной совокупности свойств. Соответственно упор делается на качество, срок эксплуатации продукции, каналы продвижения на рынок и т.п. В этом случае потребитель готов платить больше, чем за рядовую продукцию. Хотя себестоимость продукции обычно повышается, затраты имеют второстепенную роль, так как компенсируются более высокой ценой. Тем самым стратегия специализации позволяет уклониться от широкой ценовой конкуренции.
Возможные источники специализации продукции мини-завода:
- технические приоритеты и инновации;
- высокий технологический уровень, обеспечиваемый лучшими образцами оборудования и автоматики;
- высокое качество металлопродукции ответственного назначения;
- отдельные маркетинговые функции (каналы распределения);
- квалификация и опыт работников;
- выгодное географическое положение.
Стратегия фиксации определенного сегмента рынка и концентрации на нем усилий мини-завода соответствует ситуации монополистической конкуренции, в которой он благодаря своим особенностям обладает значительной рыночной силой (преимущество в отношении приемлемой максимальной цены товара). Такая стратегия предполагает концентрацию деятельности на относительно небольшой целевой группе потребителей. Радикальное отличие от предыдущих стратегий - ориентация на узкую область конкуренции внутри отрасли (сегмента рынка), которая может быть определена с точки зрения географического положения. Мини-завод использует данную стратегию, если наблюдается дефицит ресурсов, а также для преодоления барьеров вхождения в отрасль или на рынок. Поэтому эта стратегия характерна для мини-заводов небольшой емкости. Возможные источники выбора продукции для мини-завода:
- рыночные секторы, на которых можно сконцентрировать свою деятельность;
- стабильный спрос на продукцию в рамках отрасли или региона;
- дешевые сырьевые ресурсы (металлолом);
- значительные законодательные и экономические барьеры для конкурентов;
- ресурсы мини-завода (объемы производства) не позволяют обслуживать весь рынок, однако позволяют качественно обслуживать потребителей в пределах рыночного сектора.
С учетом изложенного, выполнен статистический анализ тенденций развития концепции мини-завода путем идентификации однотипных групп предприятий с последующим анализом особенностей генезиса их развития. В анализ включено 200 современных мини-заводов по разным регионам мира, производящих длинномерные заготовки и прокат, построенных или реконструированных за последние 10-15 лет, по которым собрано достаточно техникоэкономической информации. Для классификации мини-заводов использовали показатели, характеризующие их технический и технологический уровень:
- потенциальная (номинальная) мощность завода;
- число, емкость электродуговых печей, часовая производительность одной печи;
- время плавки;
- наличие внепечной обработки (в том числе агрегатов типа ковш-печь);
- тип и число МНЛЗ, а также число ручьев в них.
Принято, что на первом этапе исследования экономические показатели в качестве доминирующих вводить в модель нецелесообразно в силу несопоставимости цен на сырье и энергию в зависимости от местоположения заводов, конъюнктурных цен на металлопродукцию, условий функционирования региональных рынков и т.п.
В исследовании использовали комбинацию методов многомерного анализа данных: факторного - для определения уровня значимости характеристик объектов, и кластерного - для детализированной классификации. Установлено существенное сходство между результатами, полученными по этим двум методикам, что свидетельствует о надежности выполненного преобразования и возможности использования этих данных при построении классификации минизаводов. Группировку металлургических мини-заводов в кластеры выполняли методом Уорда с использованием для определения расстояния формулы (метрики) Чебышева (рис. 127). На дендрограмме в виде иерархического «дерева» ветвями вниз отражены результаты процесса кластеризации, который протекал без непосредственного участия исследователя. Такое «дерево» позволяет судить о структуре групп мини-заводов в заданном массиве данных.
Классификация мини-заводов

Каждый из прямоугольников соответствует кластеру, причем основание пропорционально числу мини-заводов, попавших в кластер, а высота - его габариту и показывает межкластерное расстояние. Наибольший интерес представляют кластеры одновременно широкие (многочисленные) и низкие (однородные). Можно выделить три основных кластера, различающихся по степени однородности и численности, с годовой мощностью заводов, тыс.т:
кластер 1 - 100-250;
кластер 2 - 250-600;
кластер 3 - 600-2000.
Для оценки корректности выполненной классификации проведен анализ устойчивости математической модели путем поочередного исключения одного из показателей, используемых для характеристики мини-заводов при их классификации. Наиболее значимыми классификационными показателями оказались: годовая производительность завода, число плавильных агрегатов и длительность плавки.
Кластер 1 представляет наиболее многочисленную по числу предприятий группу и составляет около 23% выборки. В целом для мини-заводов кластера 1 характерно преимущественное использование двух стратегий - специализация в производстве и фиксация определенного сегмента рынка.
Специализация в производстве для заводов с малым объемом производства предполагает наличие уникальных характеристик продукции, которые выделяются и ценятся потребителями; наличие ниши рынка, которая признает выделенные характеристики ценными для себя; преобладание неценовой конкуренции. В этом случае объемы производства зависят главным образом от емкости рынка.
Мини-заводы, использующие стратегию фиксации определенного сегмента рынка в кластере 1, главным образом ориентированы на производство продукции для определенного региона. Например, во Франции со стратегией фиксации рынка работают четыре завода производительностью 130-230 тыс.т в год. Все они сосредоточены вблизи Парижа, так как там находится треть всего лома, образующегося в стране.
Другим вариантом мини-заводов, использующих стратегию фиксации определенного сегмента рынка, являются сталелитейные цехи крупных машиностроительных предприятий, которые обеспечивают кузнечной заготовкой главным образом собственное производство. Следует отметить, что такая практика имеет место на многих крупных машиностроительных предприятиях Украины, а также в ряде других стран.
Кластер 2 представляет многочисленную группу предприятий, которые ориентируются либо на стратегию фиксации определенного сегмента рынка (иногда в комбинации со специализацией производства), либо на стратегию минимизации издержек производства. Для этого кластера выборка составляет 54%.
Большая доля мини-заводов, использующих стратегию фиксации определенного сегмента рынка в кластере 2, находится в нижней части интервала годовых объемов производства. В этом случае должны быть эффективно задействованы функциональные стратегии, особенно в области передовых научно-исследовательских разработок и гибкого производства, позволяющие успешно модифицировать продукцию в соответствии с меняющимися требованиями рынка. Примером такого предприятия служит вторая очередь Белорусского металлургического завода, ориентированная на производство высококачественных высокоуглеродистых (кордовых) и низколегированных сталей, и Волжский трубный завод, выпускающий широкий спектр труб из высококачественных низколегированных сталей.
На верхней границе кластера 2 формируется самостоятельная подгруппа заводов с годовым объемом производства 500-600 тыс.т, которая в основном представлена предприятиями со стратегией минимизации издержек производства и реализации в сочетании с качеством продукции. Благодаря новым энерго- и ресурсосберегающим технологиям при реализации стратегии минимизации издержек основная цель таких предприятий заключается в удержании рынка высококачественного длинномерного проката. Для этой подгруппы возможно развитие тенденции наращивания объемов производства и расширения сортамента, что обусловливает их переход в кластер 3. Примером такого предприятия является ЗАО ММЗ «ИСТИЛ (Украина)».
Кластер 3 объединяет заводы мощностью 600-2000 тыс.т в год, ориентированные преимущественно на стратегию минимизации издержек за счет факторов экономии на масштабе, географическом положении (например, доступность водного транспорта), большей производительности, поиске новых рынков сбыта, автоматизации и упрощении выполняемых операций, стандартизации и регламентации выполняемых процедур и технологических операций; наличии жесткой системы управления и контроля и др. Стремление производить с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам на продукцию. Эффективность рассмотренной стратегии находится в жесткой зависимости от рыночной цены на металлолом, которая может колебаться в значительных пределах в зависимости от рыночной конъюнктуры, цикличности спроса, положения в металлопотребляющих отраслях.
Обычно мини-заводы этого кластера имеют в своей структуре технологический модуль, состоящий из мощной дуговой сталеплавильной печи с массой плавки 100 т и более (цикл плавки 55-70 мин.), агрегат ковш-печь для доводки стали (иногда и вакууматор), а также многоручьевую (4-6 ручьев) высокоскоростную сортовую МНЛЗ. Типичным примером такого мини-завода является Молдавский металлургический завод.
Кроме стратегии минимизации издержек, мини-заводы кластера 3 достаточно часто используют комбинированную стратегию в зависимости от динамики развития мирового рынка продукции, что значительно повышает стратегическую гибкость предприятия. Например, мини-завод «Бадише Штальверке GmbH» (Германия) имеет в своем составе две 80-тонные сверхмощные электродуговые печи, две установки ковш-печь, две пятиручьевые МНЛЗ, один проволочный стан, один сортопрокатный стан и один цех изготовления сетки. Он специализируется на производстве арматуры, проволочной сетки и др., удерживая значительную долю рынка в ФРГ. В силу специфики продукции завод имеет комбинированную стратегию: фиксация сегмента рынка с минимизацией издержек производства.
Объем годового производства на заводах с комбинированной стратегией зависит от успешного продвижения металлопродукции на рынок, что и подтверждается наличием на верхней границе кластера 3 небольшой группы заводов с объемом производства 1,2-2,2 млн.т в год и более. Примером служит Оскольский электрометаллургический комбинат.
В последнее двадцатилетие большое развитие получили мини-заводы для производства плоского проката (в том числе тонкого листа) с применением литейно-прокатных модулей. Эти заводы могут быть классифицированы как мини-заводы с фокусированной специализацией: поставка горячекатаного и холоднокатаного листа на внутренний рынок под целевые программы (развитие рынка автолиста или штрипса для трубной промышленности), при условии наличия близкого источника сравнительно недорогого первородного сырья (например, восстановленных окатышей или брикетов). Примеры предприятий такой стратегии представлены далее.
Таким образом, с помощью кластерного анализа представляется возможным сформировать однородные группы мини-заводов, что позволяет классифицировать их по объемам производства и выявить общие закономерности в использовании стратегий развития при создании новых или реконструкции действующих предприятий и определить наиболее эффективную стратегию, непосредственно соответствующую ситуации, в которой будет функционировать конкретный мини-завод.