» » Смазки для калибрирования прокаткой
15.01.2015

Технологическая смазка применяется при прокатке для уменьшения сил внешнего трения на контактных поверхностях в очаге деформации и износа валков, а также для предотвращения налипания металла на прокатные валки.
При калибровании тонкостенных профилей из высокопрочных сталей и титановых сплавов при температурах обработки 700—850 °С, которые существенно ниже температуры горячей прокатки, необходимы смазки, обеспечивающие надежное экранирование металла при контакте с валками в условиях высоких давлений. Были опробованы стеклосмазки на основе легкоплавких стекол с температурой размягчения 440—450 °C. Эти смазки в виде шликера наносили на профильную заготовку перед нагревом. Предполагалось, что стекло, расплавляясь, создает в очаге деформации условия, близкие к жидкостному трению. Однако стеклосмазки не выдержали высокого градиента температур в зоне деформации. Стеклосмазка, охлаждаясь, кристаллизовалась на поверхности валков, что приводило к образованию налипов на валках и резкому возрастанию усилия деформирования.
Для калибрования профилей в интервале температур 700—850 °C разработана смазка следующего состава, % (по массе): графит кристаллический 15—25; коллоидальный графитовый препарат ЭЛПВ 5—10; нитрид бора 5—7; пирофиллит 1—2; остальное — вода.
Смазку пастообразной консистенции наносили на тонкостенные профили вручную поролоновой губкой ровным слоем. Как показали опыты на поверхности профиля создается прочная пленка, которая обладает высокой адгезией к поверхности металла, в печи не выделяется ни дыма, ни запаха. Смазка обеспечивает стабильный режим работы при прокатке. Толщина смазочного слоя на поверхности профиля после прокатки составляла 15—20 мкм.
Результаты исследований состояния поверхности профилей из сплавов титана ОТ4-1, ВТ20 и сталей ЭП-310ш и ЭП-410уш в зависимости от технологических параметров прокатки показали, что на формирование поверхности существенно влияет изменение величины рабочих напряжений в очаге деформации. На рис. 75 представлена зависимость изменения толщины смазочного слоя от величины нормального давления при прокатке плоских профилей из сплава 0Т4-1. Практика показала, что при увеличении нормального давления толщина смазочного слоя резко уменьшается, что приводит к уменьшению шероховатости поверхности, но только до тех пор, пока не произойдет разрыв смазочной пленки.
Смазки для калибрирования прокаткой

Для механизированного способа нанесения смазки при калибровании тонкостенных профилей были опробованы отечественные графитовые препараты, разработанные Воскресенским химкомбинатом. Препараты пистолетом-распылителем наносились на валки прокатного двухвалкового стана "350" и на нагретые профили. При этом также обеспечивался стабильный режим деформации стального профиля, и смазка ровным слоем покрывала валки и поверхность прокатываемого металла. Толщина смазочного слоя составляла 5—10 мкм. Однако необходимо
отметить, что при механизированном нанесении препарата, происходит значительное охлаждение профиля, что приводит к изрядному увеличению нормального давления.